Депутаты, работающие практически на последнем издыхании – от самороспуска им уже никуда не деться, вдруг вспомнили, что они что-то не то нагородили с Законом «Об образовании».
Более года назад они не обратили внимание, что в предложенном тогда ещё Министерством образования законопроекте отсутствуют упоминания о гимназиях и лицеях. Проголосовав за закон в таком виде, избранники легко и просто уничтожили эти школьные учреждения. Теперь в Жогорку Кенеше поняли, что допустили ошибку и заявили о необходимости вновь воссоздать ликвидированные статусные учебные заведения.
Для этого подготовили соответствующий законопроект. Один из его инициаторов Бактыяр Калпаев заявил, что гимназии с лицеями необходимы. Это показала жизнь. Поэтому группа депутатов, пораскинув мозгами, предложила их вернуть. Вопрос обсудили на заседании комитета по социальной политике.
Один из депутатов, словно забыв, что когда-то сам голосовал за ликвидацию этих учебных заведений, поинтересовался, по какой причине в стране исчезли гимназии и лицеи. Он даже задал не очень корректный вопрос представителю профильного министерства: «Просто хотели сэкономить?».
Но как можно так думать? Наши власти ведь неустанно говорят, что для детей им ничего не жалко. Отпрыски же не только цветы жизни – они наше будущее, в которое нужно вкладывать сегодня, чтобы было кому развивать страну завтра.
Однако присутствовавший на заседании заместитель министра просвещения Мухтарбек Баймурзаев ответил, что статус гимназий и лицеев был убран, чтобы создать одинаковые условия для всех школьников. Чиновникам было больно видеть, что одни школы лучше других, что в гимназиях преподавание ведётся на более высоком уровне, там работают сильные учителя. Мало того, в них ещё действовали и самые разные кружки, в которых ученики помимо школьной программы занимались интересными для них делами. В простых школах этого не было. Вот и решили, чтобы никто не посещал кружки. Детям, по мнению заботливых чиновников, это баловство не нужно.
Гордится ли сейчас министр просвещения Догдуркул Кендирбаева достигнутыми результатами? Наверное. Задуманного она добилась. Правда, создавая, как утверждала глава ведомства, «одинаковые условия» для всех школ, сразу почему-то не было заявлено, что не слабые заведения будут подтягиваться до уровня сильных, а наоборот – успешные снизят уровень обучения и лишатся внеклассной работы. Но разве это было не глупо? В министерстве так не думают. У них свой взгляд на школьную деятельность. Никто же не говорил, что детей нужно учить хорошо. Главное, чтобы все были одинаковые! Хорошо хоть вслух не говорят, что отличники должны быть как двоечники. Но по факту именно это и наблюдается.
Правда, было заявлено, что после успешной ликвидации 130 гимназий и 13 лицеев, бюджет сэкономил 941 млн сомов, которые ранее выделялись на дополнительные выплаты к зарплатам учителей, работавших там. Это можно считать хорошим достижением? Видя, на что сегодня тратятся огромные деньги, можно предположить, что, по большому счёту, этот миллиард вряд ли спас государство. Но то, что в системе образования теперь наблюдается провал, это безусловно.
На слова депутатов, осознавших допущенную ошибку и необходимость её исправления, замминистра заметил, что кабинет министров, ознакомившись с их инициативой, дал отрицательное заключение к рассматриваемому проекту закона. И опять про деньги ни слова. Просто в правительстве считают, что возвращение гимназий и лицеев «не соответствует программе 12-летнего образования».
Услышав про отрицательное заключение кабмина, законодатели возмутились: «Министерство финансов тоже выступит против законопроекта, так как средства не предусмотрены в бюджете? Почему, зная об этом, чиновники ранее не встретились с инициаторами и не предложили проработать другой вариант?» Они вполне резонно заявили, что у правительства весьма своеобразное отношение к их законотворчеству: «хотите – пишите, не хотите – не пишите, проект все равно не пройдет».
Избранники при этом вспомнили, что несколько дней назад министр заявляла о возвращении гимназий. Они заявили, что ещё полгода назад Кендирбаева утверждала, что министерство было вынуждено ликвидировать гимназии и колледжи, поскольку в законе о них нет ни слова – отсутствует «понятийный аппарат». Но если он появится в законе, то все ликвидированные заведения вновь могут быть восстановлены.
Депутаты прямо спросили: «Почему министр говорит одно, а заместитель министра другое?» При этом даже пригрозили убрать замминистра с должности. Правда, в тот момент господа, по всей видимости, запамятовали, что скорее с должностей уберут их самих. Точнее, это сделают они сами.
Бактыяр Калпаев заявил: «В любом случае прошу поддержать проект. Для его исполнения требуется меньше миллиарда сомов. Мы никаких денег не должны жалеть для будущего детей». После обсуждения члены комитета единогласно поддержали проект в первом чтении. Правда, Аида Исатбек кызы предложила вернуть статус не всем ранее действующим лицеям и гимназиям, а только тем, которые действительно показывают результат.
Всё-таки хочется спросить, депутаты, принимая Закон «Об образовании», совсем не думали, за что голосуют? И этот случай далеко не единичный. Кажется, что нажимая кнопки, законодатели даже не пытаются вникнуть в суть документов. Им их подсовывают, и они дружно говорят «да».
Но вот на горизонте засветили новые выборы в Жогорку Кенеш. Можно не сомневаться, что многие из ныне действующих парламентариев опять захотят занять насиженные кресла. Поэтому им уже сегодня нужно показывать, как они думают о народе. О детях. Не случайно в последние дни пока ещё действующие депутаты дружно побежали по школам и стали дарить им компьютеры. Просто от души, хотя и вовсю трубят об этом. Наверное, они хотели осчастливить учеников в следующем году. Но ситуация складывается иначе. Приходится раскошеливаться уже сейчас.
Александр НИКСДОРФ.
Коллаж редакции.