Прошло уже более семи месяцев, как бывший мэр столицы Нариман Тюлеев начал реализацию задуманного им грандиозного проекта по сооружению «подземного перехода» длиной в целый квартал на проспекте Чуй. Так, по крайней мере, было преподнесено общественности.

Казалось бы, что сложного в такой стройке? Например, недавно на проспекте Айтматова после возмущения жителей того района, что их лишили возможности переходить дорогу, тоже решили соорудить подземный переход. Возможно, власти и не стали бы его делать, но после трагедии на дороге, унесшей жизнь молодой девушки, всё-таки смилостивились. Соорудили буквально за три недели. Но Тюлееву столь простенький проект, когда люди бы просто перебирались с одной стороны улицы на другую, был не нужен. Под лозунгом улучшения дорожного движения и заботы о безопасности пешеходов он задумал строительство подземных магазинов. Чтобы в торговом подземелье были покупатели, нужно загнать людей туда. И пусть бедолаги попробуют оттуда так просто выбраться! Схему передвижения отработали в ГУМе. Там покупатели, поднявшись на этаж, потом вынуждены бегать по всему магазину в поисках эскалатора, чтобы спуститься вниз. Это такой маркетинговый ход, вынуждающий граждан долго метаться среди бутиков. Вдруг что-нибудь и купят.
Когда же бизнесмен заявил, что в проект планирует вложить два миллиарда сомов, руководство муниципалитета просто растаяло от такой щедрости местного инвестора. Такие деньжищи закопать в землю! И получил господин Тюлеев полнейший карт-бланш на свою деятельность.
Но нужно же знать Наримана Ташболотовича. Его неимоверная тяга к строительству торговых центров и зарабатыванию на сдаче в аренду площадей в них, кажется, не знает границ. Квадратные метры, несущие ему прибыль, заставляют его забыть обо всём. Мы неоднократно писали, что вопреки решениям Градостроительного совета и возражений архитекторов, он захватывал земли вокруг принадлежащих ему центров, пристраивая к ним новые бутики.

Взявшись за сооружение подземных магазинов и парковок, Тюлеев устроил многомесячный транспортный коллапс в центре города. Также он заставил людей больше полугода ходить по узким и опасным лабиринтам. Но это его нисколечко не беспокоило. Грандиозный проект требует жертв. От всех. Да и как иначе вести строительство для своего блага? К этому все должны отнестись с пониманием.
Когда подземный магазин неожиданно стал выпирать наружу и вознёсся над землёй, народ пришел в недоумение. Как так? Огромный по площади объект появился на месте зелёных территорий, где строить было нельзя. Но, наверное, табу распространялось только на простых предпринимателей? В мэрии на это безобразие взирали спокойно. Когда неравнодушные граждане вопрошали, кто дал разрешение на это строительство, в ответ звучало, что всё законно и соответствует первоначальному проекту, да и необходимые разрешения строителями получены.
В то же время муниципалитет регулярно сообщает горожанам, что он не дремлет и ведёт непримиримую войну с «легкими» сооружениями. Нам показывают, как, расчищая «территории под озеленение», сносят всевозможные павильоны, которые стояли больше двадцати лет. Здесь же всё оказалось наоборот – на месте клумб и растущих ранее больших деревьев появилось капитальное строение.
Казалось бы, что на богатенького господина нет никакой управы. Проплаченные СМИ в ответ на недовольство горожан бодро заявляли, что человек изо всех сил стремится улучшить город. В каждом новом выступлении Тюлеев сообщал о великих задумках. У людей должны были капать слёзы умиления, когда они слышали, что здесь появится что-то типа нью-йоркского Таймс-сквера. Затем звучала новая идея – здесь будет Монте-Карло.
После того, как закопали все подземные строения, жители столицы увидели проведённую строителями «реконструкцию» проезжей части проспекта Чуй. Всем показалось, что ширина трассы заметно уменьшилась. Вместо проезжей части вдоль дороги появились подходы и к новоявленному торговому центру, и к многочисленным подземным бутикам. Опять начался ропот. Тут уже мэр Айбек Джунушалиев вступился за бывшего «коллегу» по начальственному креслу. Он заявил, что лично приедет сюда и всё перемерит. Приехал. Растянул рулетку. Стал заверять, что ни на метр проезжая часть не уменьшилось. Правда, в городе есть ещё недоверчивые люди, которые нашли фотографии квартала до его раскопок. Сверив изображения, они показали, что дорога действительно заужена. Но, если мэрии всё нравится, то кто будет призывать к ответственности господина-строителя и заодно крупного владельца торговых площадей? Не надо нервничать. Всё в порядке!
ххх
Возмущённые крики жителей Бишкека, не понимающих, почему строительная компания, принадлежащая Нариману Тюлееву, творит дорожный и архитектурный произвол, наконец-то докатились до главы государства. Сам президент не стал смотреть на устроенное в центре города. Он поручил это ответственное дело главе ГКНБ Камчыбеку Ташиеву.
Приехавшего на почти завершённое строительство Ташиева, кроме озадаченного столь высоким визитом Тюлеева, встретили ещё и мэр, и министр строительства республики. Осмотревшись, главный чекист поинтересовался, нарушен первоначальный проект или нет? Мэр Айбек Джунушалиев в свойственной ему уклончивой манере ответил, что есть отхождения. Но немного. До какой степени это «немного» — градоначальник уточнять не стал. Вроде он как бы знает, что строители отошли от проекта, но зачем же одёргивать людей и бить их по рукам? Пусть творят, что хотят.
Ташиев сказал мэру и министру: «Если произошли изменения по проекту, всё нужно привести в соответствие. Я сам видел в интернете – здесь идет сужение». После разговоров с начальником столичной милиции и городского управления ГКНБ сомнения развеялись – дорога действительно заужена. После этого от Тюлеева потребовали, чтобы он всё срочно исправил. Но «строитель» стал говорить, что нынче неподходящие погодные условия, чтобы заниматься дорожными работами. Но он обязательно устранит допущенные отступления. Не сейчас. Весной. Зимой же пусть водители помучаются. Если их страдания не перейдут в устойчивую привычку, то, может быть, Нариман Ташболотович через полгода дорогу и уработает. Но лично ему нравится, как получилось.
ххх
Возник вопрос и по трёхэтажному зданию, которое, как отметил мэр, должно было быть двухэтажным. Но какие могут быть претензии, когда все понимают, что на трёх этажах торговых площадей в полтора раза больше, чем на двух. Значит, и денег их владельцам будет капать больше. Поэтому никто не стал мешать Тюлееву надстроить ещё один этаж. Но ему и этого показалось мало – он и с боку сделал дополнительную пристройку. Сам «строитель» попытался объяснить, что проектирование шло параллельно с возведением объекта. И так уж получилось, что на двух этажах решили не останавливаться. Странно только, что пять этажей не слепили. А ведь могли!
Слова Тюлеева главу ГКНБ не убедили. Он потребовал третий этаж убрать. Будет ли выполнено высокое указание? Как говорится, посмотрим. Но не исключено, что найдут компромисс и ничего ломать не станут. Тем более, что строитель стал уверять, что верхний этаж он хотел подарить городу. Просто ранее не успел сообщить об этом.
Обратил внимание Ташиев и на практически угробленные фонтаны у ЦУМа, много лет радовавшие и жителей города, и гостей столицы. Он сказал, что их необходимо оставить и благоустроить зону для отдыха, чтобы было красиво. Стоило ли об этом говорить? Многие, наверное, помнят, как строители, огородив высоченным забором территорию с фонтанами, стали их крушить. Мы об этом писали. Но нам заявили, что мы неправильно поняли действия созидателей. Оказывается, фонтаны не ломали, а ремонтировали. Да и территорию собирались облагородить. Про обещанный Таймс-сквер уже было упомянуто.
Что в итоге останется от фонтана — сказать пока трудно. Но на этой неделе мы обратили внимание, что за забором стали расти большие металлические конструкции очередного торгового центра. Колонны взлетели на высоту не менее десяти метров. Видимо, Тюлеев решил, что зона отдыха занимала слишком много места и можно легко откусить от неё кусок. Вдруг никто этого не заметит? И опять же и мэр, и городские архитекторы молчат.
По всем СМИ уже разлетелась фраза, сказанная Ташиевым Тюлееву: «Проект должен решать проблемы горожан, а не ваши вопросы». А Министерству строительства, мэрии и другим ответственным ведомствам он поручил контролировать ход реализации проекта, оперативно восстановить дорожное покрытие и обеспечить комфортные условия для передвижения жителей столицы. Кстати, движение по проспекту Чуй пообещали открыть сегодня, 12 декабря. Если опять что-то не помешает это сделать.
Александр НИКСДОРФ.
Фото автора и пресс-службы ГКНБ.




