Сейчас редко встретишь человека, который знает и продолжает дело своих предков. В суете дней мы спешим куда-то, забывая свою историю и свои корни. Но среди нас ещё остались люди, которые из поколения в поколение продолжают славное дело своего древнего рода.

С Сагын Дедиевой я познакомилась на одной из выставок народно-прикладного искусства. Среди множества экспонатов мое внимание привлекли необычные картины из кожи. Оригинальные и интересные, они выделялись среди остальных работ. Я поинтересовалась, кто их автор, и ко мне подошла Сагын. Мы разговорились и она поведала, что живет в селе Кок-Жар Аламудунского района и предложила показать свою мастерскую.

Многие поколения в ее семье занимались народно-прикладным искусством. Дед был известным ювелиром. Его дело затем мастерски освоили её родители. Маленькая Сагын с интересом наблюдала за их работой. Повзрослев, она начала им помогать. Здесь и открылся её удивительный талант рисовать.

— Мне всегда нравилось помогать родителям. Моя мама тоже была прекрасным художником. У меня захватывало дух, когда она выводила причудливые узоры. В родительской мастерской всегда кипела работа. Просыпаясь, я первым делом спешила туда, чтобы помочь им создавать новые, удивительной красоты предметы искусства. Это стало моим призванием, делом всей жизни!

Мы пришли в мастерскую, Сагын открыла дверь, и на минуту мне показалось, что я попала в прошлое: с картин на стенах на меня смотрели охотники, скачущие на лошадях; женщины, качающие младенцев в колыбелях возле юрты; храбрые воины, стоящие в дозоре; чудесные пейзажи бескрайних гор…

— Я родилась в Нарыне. Это прекрасное место: зеленые равнины у подножья высоких гор, прозрачное озеро Сон-Куль, чистейший воздух. Здесь чувствуешь себя по-настоящему свободной. Кажется, что само время замирало. Этот край бесконечно вдохновляет меня, помогает создавать мои работы.

Но надо было учиться, и она приехала во Фрунзе. Отучилась сначала в ПТУ по специальности «Художественная обработка металла», затем работала ювелиром, создавая изделия в национальном стиле. Но её непреодолимо тянуло к рисованию, и она поступила в Кыргызское государственное училище имени С. Чуйкова на декоративно-прикладное отделение по специальности «Художественное оформление кожи». Эта специальность стала её судьбой.

— Работа с кожей это долгий и кропотливый труд. Чтобы создать картину, требуется много времени. Кожу необходимо обработать по специальной технологии, затем выдержать в горячей воде, чтобы она стала мягкой. После этого методом тиснения на неё наносится узор. И лишь затем рисунок с помощью кистей и красок обретает свой неповторимый стиль. Над одной картиной трудишься не один месяц. Но это того стоит! Каждая работа уникальна. Нет ни одной похожей. Потому что в каждую вкладываешь частицу своей души.

— Мне нравится работать с различными материалами. Создаю сейчас картину – фигурка снежного барса, вырезанная из рога горного архара на меховом панно. Рог очень прочный. И чтобы придать ему нужную форму, требуется много терпения и сил. Каждая маленькая деталь животного вырезается с максимальной точностью. В этом и состоит задумка.

Сагын не только изготавливает картины, но и занимается пошивом народной одежды для девушек. Талантливый человек – талантлив во всем. Всю вышивку на одежде она делает вручную. Стежок за стежком – так создаётся национальный орнамент. Так делали её предки ещё много поколений назад.

— Машинная вышивка, конечно, делается быстрей. Но ручная вышивка смотрится по-другому, она более красива. К тому же именно ручной вышивкой всегда украшались национальные платья. Это традиция. А её мы свято чтим! Ручная вышивка хранит тепло человеческих рук.

В работе ей помогает муж и старший сын. У Сагын трое детей. Им она тоже передаёт своё мастерство и охотно учит всех, кому нравится её творчество. К ней приходят соседи – ее сельчане. Учатся у нее, помогают, приносят материал. Но её мечта – чтобы дети продолжили семейную традицию. Пока в работе участвует только самый взрослый. Вместе с отцом он изготавливает конное снаряжение: сбруи, седла, плетки. Причем в характерной национальной манере, с декоративными металлическими украшениями и инкрустированные камнями. Кстати, в их семье есть седла и плетки, которые были сделаны ещё их прадедом и передавались от отца к сыну.

В этой мастерской много необычных вещей. Но особое место среди них занимают кожаные шахматы. За их создание Сагын Дедиева получила «Золотую медаль» на выставке изделий народно-прикладного искусства «Кыргызское наследие». Награждена президентской грамотой за вклад в развитие народного промысла.

В 2008 году она окончила Кыргызский государственный университет имени А. Арабаева факультет «Изобразительное искусство» со специализацией «Дизайн». Говорит, что получать третье образование решила, чтобы писать методические книги.

— Сейчас много издается книг по дизайну. Но по созданию национальных изделий для школьников нет ни одной, где бы в полной мере раскрывался весь процесс создания изделия от начала до конца. А ведь это наше народное творчество. И если мы утратим его однажды, трудно будет снова все восстановить. Но я хочу, чтобы дело моих предков жило и процветало. Для этого я и пишу свою книгу.

Мы живем во времена, когда чужая культура вытесняет вековые традиции предков. И в потоке дней, незаметно для себя, мы утрачиваем свою национальную индивидуальность в погоне за призрачной мечтой. Но кем мы станем, если забудем свои корни? И как дерево не может жить без своих корней, так не может без них жить и творить человек. Ведь именно народное творчество делает каждую нацию особенной и самобытной. И пока существуют такие люди как Сагын Дедиева, которые сохраняют и ценят наследие прошлого, наша культура никогда не будет предана забвению.

 

Виктория ГРИГОРЕНКО.

Фото автора.