Дилемма быть Кыргызстану в Таможенном союзе или нет дискутируется в нашем обществе четвертый год. В прошлом году в эту «тройку» вошла Армения, хотя все ожидали, что на ее месте окажется наша страна. Чем ближе подходят сроки вступления Кыргызстана в Таможенный союз, тем жарче разгораются споры между оппонентами. В Институте политики и развития состоялся круглый стол, где рассматривались проблемы вступления Кыргызстана в Таможенный союз, и с другой стороны, а что будет, если наша страна откажется от членства в ТС. Круглый стол прошел на тему: «Угрозы и риски от невступления Кыргызстана в Таможенный союз». Как вступление или невступление скажется на деятельности отечественных производителей? Смогут ли торговцы рынков «Дордой» и «Кара-Суу» также беспрепятственно заниматься реэкспортом китайских товаров народного потребления как сегодня? Ведь это один из самых главных барьеров для вступления Кыргызстана в ТС. На эти и другие вопросы ответил опытный эксперт, советник премьер-министра, экс-заместитель министра экономики Олег Панкратов.

– За весь период, с того самого времени, когда президент Алмазбек Атамбаев выразил готовность присоединиться к экономическому союзу Россия – Беларусь – Казахстан проведено немало переговоров, круглых столов и конференций на разных уровнях, однако ясности, что же ожидает Кыргызстан при вступлении в Таможенный союз, они не прибавили. Поставленные обществом вопросы: чем грозит или что сулит нам вступление в ТС? – так и остались открытыми. В последнее время обсуждения перешли в другую плоскость. Противники интеграции с Таможенным Союзом от дискуссии перешли к более радикальным мерам – призвали своих сторонников выйти на улицы и посетить импровизированную выставку товаров с новыми ценами на продукты и товары первой необходимости. Их аргументы известны: они предрекают резкий скачок цен на товары и сырье. Если до сих пор экспертное сообщество рассматривало плюсы и минусы от вхождения Кыргызстана в Таможенный союз, то сегодня я хотел бы проанализировать плюсы и минусы от невхождения Кыргызстана в ТС, – сказал О. Панкратов. – В мировой практике интеграция начинается с зоны свободной торговли (ЗСТ). Общий договор о зоне свободной торговли был ратифицирован главой Кыргызстана в прошлом году и уже вступил в силу. ЗСТ – это зона территории стран Таможенного союза и обеспечивает беспошлинное перемещение товаров через госграницы. В договор включен список стратегических товаров, таких как энергоресурсы, лес, металл и другие. Нашим поставщиком нефтепродуктов является Российская Федерация. В настоящее время Кыргызстан вне зоны ТС, а подписанный договор о ЗСТ никаких гарантий не дает, то есть в любой момент все может измениться. Поставщик может действовать по своему усмотрению и в любое время исключить беспошлинные поставки, тогда, соответственно, и у нас цены на ГСМ возрастут в полтора раза.

Очень много сложилось мифов о том, что Таможенный союз – панацея от всех бед, что, войдя в это объединение, урегулируются все отношения, вплоть до того, что возродится СССР. На самом деле ТС – это интеграционное экономическое объединение, которое устраняет экономические границы между членами ТС. Не надо путать ее с государственной границей. Граница останется, останутся таможенные органы, контролирующие перемещение граждан, но не будет контроля за перемещением товаров. Если ЗСТ устанавливает только тарифные барьеры, сейчас мы торгуем без тарифов, то Таможенный союз устраняет на границе технические барьеры при ввозе и вывозе, проще говоря – административные.

ТС создается с целью защиты внутреннего производителя, дает возможность свободно реализовывать свой товар на территории ТС. Единственное требование к производителям – это высокое качество производимых товаров. Это требование одинаково применяется как к импортируемым товарам так и производимым на территории ТС.

Невступление Кыргызстана в Таможенный союз не представляет страшной угрозы, – подчеркнул Олег Михайлович, – но светлого будущего в перспективе тоже не предвидится. На положение мигрантов это не повлияет. Однако надо учесть, что вне ТС кыргызстанские производители не смогут конкурировать на рынках России, Казахстана и Беларуси. Да, ТС вводит жесткие требования к техническим регламентам, но тем самым страны Таможенного союза ставят задачу по защите внутреннего рынка. Поэтому требования вполне законны. В случае неприсоединения к Таможенному союзу нашим предпринимателям придется нести дополнительные расходы, чтобы войти в зону ТС, искать посредников, которые будут реализовать их товары на территории ТС либо самим открывать там филиалы. И в первом, и втором случаях это связано с дополнительными расходами, что приведет к повышению себестоимости продукции, что так или иначе приведет к росту цен, а главное – такого низкого таможенного тарифа, как сейчас, уже не будет.

Негативным последствием отказа от присоединения к ТС, по мнению эксперта, может стать повышение цен на нефтепродукты, импортируемые из России.

– Сейчас они поставляются в Кыргызстан по нулевой ставке таможенной пошлины. В будущем российская сторона может отказаться предоставлять подобные преференции, и тогда стоимость ГСМ в КР вырастет в полтора раза, – заключил Олег Панкратов.

 

Нурия ШАГАПОВА.

Фото автора.