Человеку, который никогда не знал Александра Барыкина, но услышавшему о его подвиге, он представляется не столько героем, сколько настоящим  хозяином. Такой человек всегда встанет на защиту своей земли, не подпустит никого из чужаков к своему очагу  и до конца будет защищать свою семью. Не думая при этом ни о каком героизме.

Иногда после определенных событий остается  много «если бы…». Если бы погранотряд готов был сразу выступить на поимку нарушителей границ… Если бы Александр Барыкин дождался помощи и не пошел с малыми силами на преступников… Но, наверное, не мог. Не мог видеть, чтобы чужие люди топтали его землю, угрожали его семье, вообще не подчинялись бы воле человека, которого здесь поставили блюсти порядок. Иногда нужно иметь силу духа, чтобы поступить именно так. К сожалению, силы были неравны.

Можно об этом всем говорить с пафосом, рассуждать о долге, чести и мужестве,  а рациональный человек, конечно, задастся вопросом – а нельзя ли было поступить как-то по-другому? Дождаться помощи, решить, что это не его дело – границу защищать. Сделать вид, что не заметил незваных гостей.  Все-таки жена, дети, внуки.  Но, видимо, характер у человека был такой, что не мог пройти мимо, не мог сделать вид, что это не его дело, что есть на это специально обученные люди. И, конечно, не мог знать, что имеет дело с матерыми бандитами, для которых человеческая жизнь ничего не значит. Теперь эти «абы» да «кабы» не имеют никакого значения – человека с нами уже нет.

Как сообщили информационные агентства,  на похороны Александра Барыкина пришел весь Каракол. Люди воздали должное своему земляку, который показал пример истинного мужества. Здесь нет никакого преувеличения. Героические дела – это необязательно взятие городов голыми руками или деяния, которыми восхищается весь мир. Героизм – это прежде всего пожертвование самого ценного, что есть у человека.  Александр Барыкин принес эту жертву.

Нужно иметь любовь, уважение к своей земле, чтобы  вот так отдать свою жизнь. А самое главное – он чувствовал себя хозяином этой земли, не в том смысле, что владел ею, а в том, что был ответственен  за нее, защищал ее от тех, кто посягал  на ее спокойствие. Это  пример для всех, кто называет себя патриотом, каким нужно быть. После этого случая у многих, наверное, отпадет охота объявлять себя истинным патриотом и уличать других в непатриотизме. Человек, истинно любящий свою землю, любит  молча   и в момент истины жертвует самым дорогим. Дороже человеческой жизни не может быть ничего.

Информация о том, что из президентского фонда семье Барыкина выделена материальная помощь в 50 тысяч сомов нельзя сказать что  удивила – возмутила многих. Это выглядит примерно так, что  власти надо было как-то отреагировать на геройский поступок гражданина – она и отреагировала. Но на фоне того, что случилось, эта помощь семье выглядит как насмешка. Как кажется, это глубокое убеждение  автора, президенту нужно было лично поехать на похороны и собственноручно передать эти деньги близким человека, погибшего, защищая землю, которой доверено управлять ему. В похоронах же Барыкина ни одно официальное  лицо, занимающее высшую политическую должность не участвовало. Но зато был весь город Каракол.

Оставим это на совести тех, кто принимал решение. Что сделано, то сделано, и по-другому уже не будет. С другой стороны, будь эта сумма в сто раз больше – утешило бы это семью, близких? Нет. Но некоторые задаются вопросом: эта сумма – цена человеческой жизни в нашей стране? А может  ли быть вообще цена человеческой жизни и можно  ли ее измерить деньгами? Сумма, возмутившая многих, – это не цена человеческой жизни,  это размер помощи, которую конкретный человек счел достаточным по конкретному случаю.

Американские полицейские застрахованы на сумму в 500 тысяч долларов на случай гибели во время исполнения служебного долга. «После смерти мы стоим дороже, чем при жизни», – шутят американские копы. Когда кто-нибудь из них погибает от бандитской пули, утешит ли эта немалая сумма его вдову, детей? Вместе с тем семье погибшего вручается свернутый в треугольник государственный флаг, означающий, что этот гражданин погиб за свою страну. Это самое ценное, что остается после его смерти, и семья хранит его, как самую дорогую реликвию. Таких традиций в Кыргызстане еще нет, и все зависит от решения конкретного человека. А оно не всегда бывает адекватным тем событиям, зачастую трагическим, которые происходят  в жизни общества.

Это все к тому, что у состоявшегося государства вырабатываются традиции чествования своих героев  и четкие критерии того, что считать героизмом.  Может быть, тогда президенту и не нужно будет выделять деньги, а хватит его личного присутствия на похоронах? А все остальное усмотрит государство? В нашем же случае Интернет завален комментариями пользователей: «Будем знать цену героизма  и человеческой жизни в Киргизии», «Даже на похороны не хватит! Позор!», «Я думаю, родственники погибшего оставят эти деньги президенту, на всякий случай…..», «Позор на весь мир! Тем, кто совершил переворот и кресло освободил для президента и всей братии, тем миллионы, квартиры и всевозможные льготы…».

Особенно запомнился один из комментариев, который  гласил, что этим решением глава государства показал, как он относится к представителям нетитульной нации.  Можно подумать, что  если бы у геройски погибшего кыргызстанца  фамилия была не Барыкин, а Эшматов или  Ташматов, президент выделил бы  во сто крат больше средств на материальную помощь. С другой стороны, те, кто клеймит президента позором, покажите пример истинного уважения – соберите сколько сможете средств и поддержите семью Александра Барыкина. Покажите, что вы во сто крат лучше властной братии. Поставьте   памятник герою и пригласите президента на его открытие. Или совершайте каждый день свой подвиг – платите налоги, не нарушайте законы, уважайте государство, какое бы оно ни было, уважайте сограждан, какой бы «титульной» или «нетитульной» нации они не были. Вот тогда подвиг Александра Барыкина будет иметь смысл. А без этого мы недостойны  его жертвы.

 

Нукетай ЖООДАРОВ.