Самым древним и широко распространенным музыкальным инструментом у кыргызов является комуз. Недаром в народе говорят: «Комуз – душа человека». По древней легенде, охотник Камбаркан однажды услышал мелодию, которую принес ветер. Она ему так понравилась, что охотник смастерил себе инструмент, звуки которого напоминали ту самую мелодию. Инструмент охотник назвал комузом. Это всего лишь легенда. Сегодня есть люди, которые делают не только комузы, но и другие музыкальные инструменты. Имена таких мастеров в нашей стране можно пересчитать по пальцам, и среди них – лауреат премии правительства Кыргызстана «Золотой диплом», известный мастер по изготовлению народных инструментов Сураган АЙДЫРАЛИЕВ.

Сураган Айдыралиев родился в селе Куйручук Джумгальского района Нарынской области. В детстве мальчик очень хотел научиться играть на комузе. Любая палка становилась для него «музыкальным инструментом». Отец, заметив увлечение сына, купил ему настоящий комуз. Мальчик был счастлив. Часами слушал концерты по радио, на слух подбирал мелодии… Так, самостоятельно, Сураган научился играть на комузе. В школе он принимал участие во всех мероприятиях и мечтал стать музыкантом. Только в 10 классе он узнал, что во Фрунзе есть музыкальное училище имени Мураталы Куренкеева. Теперь мечта стать настоящим музыкантом стала реальной. После школы он поступает в музыкальное училище на отделение «народные музыкальные инструменты». Через год студента первого курса призвали в ряды Красной Армии, а после демобилизации Сураган Айдыралиев вновь продолжил учебу. Для получения высшего образования он поступает в Институт искусств на вокально-оркестровый факультет.

Новая профессия

– Еще во время учебы я понял, что реставрировать старые музыкальные инструменты некому, а звучание некоторых фабричных инструментов, изготовленных конвейерным способом, оставляло желать лучшего, – рассказывает Сураган Айдыралиев. – Хотелось самому делать инструменты, такие, которые отличались бы не только по звучанию, но и форме, поэтому я решил сменить профессию. После окончания института поехал в Ташкент, там была фабрика музыкальных инструментов, где я в течение двух лет проходил стажировку. Учился я у опытных мастеров виртуозной ручной технике изготовления национальных музыкальных инструментов – дойры, рубаба, гиджака, ная нагора, сурная и многих других и понял, что изготовление музыкальных инструментов, это очень сложная и тонкая отрасль.

В 1987 году я вернулся во Фрунзе и при филармонии открыл первую в республике экспериментальную музыкальную мастерскую, где не только реставрировал старые и ремонтировал поломанные, но и выполнял разные работы по изготовлению деталей народных музыкальных инструментов и делал свои комузы, балалайки, гитары, домры и даже скрипки.

Сураган, расскажите, пожалуйста, о кыргызских народных инструментах.

– У нас много разных инструментов. При изготовлении комуза используют урючное или арчовое дерево.

Сыбызгы – музыкальный инструмент типа флейты изготовляют из древесины абрикоса, барбариса, тростника и даже меди.

На юге Кыргызстана широко распространен чопо-чоор – обычная свистулька, которую делают из красной глины.

Сурнай представляет собой трубообразный музыкальный инструмент с двойной тростью. Звучит резко с носовым оттенком. Раньше сурнай использовали как сигнальный музыкальный инструмент.

Керней – сугубо сигнальный, пронзительного тембра музыкальный инструмент. Отличительным моментом является то, что в кернее нет музыкальных отверстий.

Также одним из древнейших музыкальных инструментов, аналог которого встречается практически у многих народов мира, является темир-комуз.

В процессе исторического развития кыргызского народа менялась и совершенствовалась музыкальная культура.

Сегодня в кыргызской музыке широко используются современные музыкальные инструменты, музыкальные инструменты других народов, которые оказывают свое влияние на музыкальные произведения, но при этом исполнители сохраняют национальную самобытность мелодий.

Подарки для президентов

– Музыкальная мастерская просуществовала до распада Союза, потом ее закрыли. О музыкальных инструментах просто забыли, – рассказывает Сураган Айдыралиев. – Я обращался к чиновникам министерства культуры, неоднократно встречался с руководителями различного ранга из Аппарата правительства. Но на мою просьбу открыть музыкальную мастерскую у них был один ответ: «В бюджете денег нет. Ищите спонсоров». Нельзя сказать, что они не нуждались в музыке. Был и есть президентский оркестр, остались музыкальные учреждения, вузы и театры, которые не могут обойтись без музыкальных инструментов, но для власть предержащих абсолютно безразлична судьба самих инструментов. Самое интересное, что при проведении мероприятий, где необходимо было показать национальные музыкальные инструменты, чиновники из минкультуры вдруг вспоминали обо мне. На одной такой выставке в 2000 году присутствовали главы государств России и Казахстана, тогда Владимиру Путину подарили мои эксклюзивные работы – балалайку и комуз, а Нурсултану Назарбаеву – домбру и комуз, а я был удостоен высокой чести – стал лауреатом премии правительства Кыргызстана «Золотой диплом». Это моя единственная награда.

Долгие годы мне пришлось заниматься своим любимым делом дома. Свой опыт надо было передавать молодым, а как в домашних условиях я буду учить учеников, поэтому привлек к изготовлению инструментов своего сына Кудайбергена. Не каждый человек может делать инструменты. Для этого нужен даже не талант, а дар Божий. Недаром я своего сына назвал Кудайбергеном – Богом данный. Сын оказался очень способным учеником. Сегодня у Кудайбергена есть свои секреты варки клея. Он сам изготавливает лак для покрытия инструмента. Все это важно, чтобы сделать хороший музыкальный инструмент. Он при игре должен передавать эмоциональные чувства музыканта, чтобы в музыке слышался шелест трав, шум моря и щебет птиц. В тесной мастерской мы делаем не только кыргызские национальные музыкальные инструменты, но и гитары, балалайки, домбры, а также казахские и узбекские музыкальные инструменты. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что мой ученик – мой сын Кудайберген – превзошел своего учителя. Его музыкальные инструменты интереснее по дизайну и звучанию, чем мои.

Благодаря ректору консерватории Муратбеку Бегалиеву, который при консерватории выделил помещение, мастера теперь могут обучать других.

По словам самого мастера, чтобы делать инструменты, не обязательно иметь музыкальное образование, достаточно обладать отличным слухом. Поэтому учеников они выбирают по призванию души и сердца и передают свой опыт и мастерство по-старинке, как когда-то учили своих учеников знаменитые Страдивари, Аматти и многие другие знаменитые мастера, которые изготавливали скрипки и музыкальные инструменты из дерева.

Сураган, сколько музыкальных инструментов Вы сделали за все годы, и какую древесину используете?

– Сколько инструментов я сделал за всю свою жизнь не считал, – признается мастер. – Наверное, более пятисот. Многие известные музыканты Америки, Казахстана, Турции и других стран играют на моих музыкальных инструментах. И неважно, из какой древесины ты ее делаешь – из урюка, ореха, карагача или дуба. Инструмент звучит тогда, когда при его изготовлении ты вкладываешь в него свою любовь и душу. Если не звучит инструмент, то в этом не виновата древесина, виноват плохой мастер.

В музыкальной мастерской пахнет опилками, краской и клеем. Комната такая маленькая, что развернуться негде. Сегодня там работают мастера по изготовлению музыкальных инструментов Сураган и Кудайберген, а также несколько их учеников.

Диву даешься, какие удивительные и талантливые люди живут у нас в стране. Ведь благодаря им за рубежом знают о Кыргызстане. Обидно, конечно, что правительство этого не знает или не хочет знать, поэтому и не поддерживает таланты. А ведь могли бы и они заглянуть в эту маленькую комнатку, чтобы воочию убедиться, как вторую жизнь получают старые музыкальные инструменты и рождаются новые.

 

Нурия ШАГАПОВА.

Фото автора.