Потихоньку для наших сельхозпроизводителей и предприятий открывается окошко в Европу. Правда, пока это еще только небольшая щелочка,
зато куда – в Германию! Насколько и куда это сотрудничество разовьется, зависит лишь от наших желания
и действий. Зато немецкие предприниматели однозначно высказались за сотрудничество
и даже назвали несколько видов нашей продукции, которую они готовы импортировать из Кыргызстана.
Так, немецкая сторона среди многообразия нашей продукции остановилась на грибах, сухофруктах, орехах. Большой интерес вызывают фрукты-овощи: баткенский абрикос, джалал-абадские грецкие орехи, иссык-куль-ские яблоки. Просто иностранцы хотели бы, чтобы при выращивании, сборе, заготовке, хранении, упаковке и транспортировке этих продуктов были соблюдены все нормы и правила, в том числе и санитарно-гигиенические, а также на этикетках присутствовала краткая информация о продукте. Чаще всего нашими производителями это не делается, поэтому европейский потребитель опасается приобретать незнакомый, а значит, несущий потенциальную угрозу здоровью продукт питания. Европейскому потребителю важно иметь возможность отследить и дойти до первого звена цепочки, то есть производства и места сбора продукции.
Однако, как подчеркивали иностранцы, Европу больше интересует органическое качественное переработанное сырье. Например, немцы хотели бы закупать производимые у нас растительные масла – масло грецкого ореха, абрикосовых косточек, миндальное и
т. д., которые можно затем использовать в фармацевтике и косметологии.
– Свежую продукцию – те же грецкие орехи или яблоки – нерентабельно экспортировать. Она может испортиться или пропасть при транспортировке на большие расстояния. Это неконкурентоспособная продукция. А вот если продукция будет переработана (масло грецких орехов, джем из яблок), несмотря на то, что ее объемы уменьшатся, продать ее можно будет дороже, – рассказал Клаус Дюрбек, консультант Import Promotion Desk (IPD) – платформы для содействия импорту ФРГ. – Мы были в Кыргызстане всего неделю и посетили только 10 предприятий. Перерабатывающих предприятий у вас гораздо больше. Мы уже знаем, с какой продукцией будем работать, но еще не определились с конкретными предприятиями.
По словам Клауса Дюрбека, немецкие предприниматели готовы хоть завтра начать закупать нашу продукцию. При одном, но обязательном условии – соблюдении всех требований к продуктам питания, которые выдвигает Европа, и наличии сертификации и всей необходимой документации. IPD и GIZ готовы выступить посредниками между немецкими и местными предпринимателями, возможно сотрудничество и напрямую. Немецкая сторона рада оказать нам консультационную поддержку, однако расходы по сертификации должны быть взяты нашими производителями на себя. Ну а поскольку пока ничего в этом направлении нами не сделано, немцы готовы подождать и говорить о конкретных поставках через год – следующей осенью.
– И главное – желание местных производителей работать честно, прозрачно, и чтобы их информация соответствовала действительности, – подчерк-нул Клаус Дюрбек.
Предприниматель из Джалал-Абада во время встречи с представителями IPD рассказал об их не вполне удачном опыте экспорта грецких орехов во Францию и Германию.
– Мы немного поработали с двумя европейскими компаниями, но бросили. Были трудности с документацией. В месяц мы заготовили всего около 20 тонн продукции и оформили множество документов. С турецкими компаниями легче работать – они более мобильные, за тот же период им можно продать продукции в несколько раз больше, меньше требований к документации. Теперь мы работаем с ними. Турки закупают у нас 90-95% наших орехов. Вообще из 10 крупных компаний в Джалал-Абаде – 8 турецкие, – рассказал предприниматель.
Звучали и другие голоса о том, что местные компании не готовы к экспорту, что лаборатории не оснащены, не работают, не проводят контроль и сертификацию продукции, что это очень сложно для нас и т.д.
– Вы ни к кому не обращались, вы не требуете, поэтому ничего и не получаете. Объединяйтесь в группы по интересам, в ассоциации и высказывайте свою позицию, – посоветовал Клаус Дюрбек. – Турки продают ваши орехи под своим брендом. И Европа знает турок, а не вас. Если вы хотите развивать экспорт, если вы хотите продавать орехи под своей маркой, а не турецкой, вам нужно знать европейское законодательство, традиции, участвовать в международных выставках. Учите английский язык. Знайте свою продукцию, своих потребителей. Изучите (все это можно найти в Интернете и на английском, и на русском языках) и соответствуйте европейским стандартам качества. Одного качества продукции уже недостаточно. Продукция без сертификации – не продукция.
Некоторые местные специалисты считают, что это оправданные требования со стороны европейцев, и ничего сверхъестественного в них нет. И нашим производителям, возможно, просто из лени, проще привезти те же абрикосы из Баткена в Бишкек и продать без документов здесь, а потом жаловаться, что мы не выходим на экспорт, чем оформить документы, как того требуют европейцы…
Маргарита Лазуткина