Малые и средние предприятия важны для развития экономически зрелого государства и решают несколько задач. Частный бизнес, давая людям рабочие места, решает такую социальную проблему, как безработица, уровень которой у нас в стране довольно высок, замещая в этом государство. Еще два жирных экономических плюса – пополнение госбюджета малыми и средними предприятиями и постепенное формирование в стране среднего класса, который является основой стабильной экономики в любой стране. При этом кажется естественным ответный шаг со стороны правительства – создание благоприятных условий для притока в страну инвестиций и развития (и сохранения!) местного бизнеса. Говорится много правильных слов об этом, однако что реально делается для этого?

Посетив несколько малых и средних предприятий соседней Иссык-Кульской области, мы узнавали от самих предпринимателей, с каким количеством проблем – субъективных и объективных – им приходится сталкиваться ежедневно в стремлении выжить. Самой первой и главной из них является сбыт продукции, который ложится на плечи исключительно самих производителей. Еще одной проблемой, которую озвучивали все бизнесмены – отсутствие квалифицированных кадров. Сейчас проще взять человека без образования и всему его научить непосредственно в процессе работы, чем переучивать «готового специалиста с образованием», считают многие из них. Третьим моментом является отсутствие необходимых знаний у самих желающих заняться предпринимательской деятельностью. Все бизнесмены отмечали, что им была необходима, особенно на начальных этапах создания собственного дела, информационная помощь, консультации различного рода – от оформления документов и ведения бухгалтерии до наладки оборудования и получения знаний по выбранной отрасли производства (изготовление мебели, изделий из войлока, пчеловодство, рыбоводство и т.д.). Ну а поскольку государство развивается в этом направлении очень медленно и практически не помогает предпринимателям (а помощь им требуется!), пустующую нишу успешно заполняют различные НПО и международные организации, которые и организуют по мере сил и возможностей курсы, информационно-консультационные центры для начинающих предпринимателей, издают обучающие брошюры и прочее. Плюс сами предприниматели, желающие остаться на плаву, самообразовываются и самообучаются всему, чему только можно. Ситуация с нашими предпринимателями напоминает сказку про лягушку, взбившую масло из молока в отчаянном желании выжить. Только в жизни, к сожалению, как показывает статистика, большинство, как бы ни барахталось и не било «лапками», борясь с трудностями один на один, так и не взбивает «масло» – становятся убыточными и закрываются. Тогда возникает вопрос: а чем в таком случае занимаются госорганы?

 

Красота и тепло живого дерева

Одним из ярких представителей бизнесменов-самоучек на Иссык-Куле для нас стал Егор Цветохин. Он занимается изготовлением деревянной мебели уже около 10 лет. Из них 5 лет – как кустарный производитель. Изготавливал табуретки, стулья, кухонные гарнитуры в собственном гараже, переоборудованном под цех. Последние лет пять Егор является уже производителем-цеховиком: создал и зарегистрировал ЧП, где сейчас работают 14 человек, построил новый просторный цех, поскольку старый не соответствовал техническим требованиям, расширился (в другом помещении собирают мебель), закупил в кредит оборудование. Автоматизированный китайский станок дорогой, зато значительно облегчил и ускорил работу: вводишь нужную программу – и он вырезает любую деталь вплоть до картин, заменив собой людей. Правда, как говорит предприниматель, нужда в резчиках по дереву все же возникает, когда требуется более тонкая, ювелирная работа, но… таких специалистов нынче не найдешь днем с огнем. Мастерство резьбы по дереву нами, к сожалению, утрачивается.

Теперь ЧП специализируется на производстве ротанговой мебели. Процесс производства более трудоемкий, мебель дорогая, например, кровать из китайского ротанга стоит 1100 долларов (есть кровати из других пород дерева и подешевле – по 750 долларов), в среднем в месяц изготавливают по 3 кровати. Однако, как говорит хозяин, у него есть свои клиенты. В основном эту мебель увозят в Казахстан, заказывают и местные – в загородные дома, в пансионаты. Так что Егор сумел занять свою нишу на рынке, и конкурентов у него пока нет. Но пока что вся прибыль вкладывается снова в дело.

– Везти кровать из Пекина получается дороже, чем сделать здесь нам – 1800 долларов. Заказчики сами выходят на нас, говорят, что искали по всей области и никого, кроме нас, не нашли. Кровати, конечно, недешевые, но как вложишься в бизнес – такую отдачу и получишь. Был случай. Хозяева одного из пансионатов на Иссык-Куле, приехав к нам первый раз, не купили наши кровати – показалось им, что это дорого. Через некоторое время снова приехали и купили сначала одну кровать. Потом нам рассказывают: «Закупишь кровати из ламината – приезжают в пансионат клиенты, которые даже 1000 сомов заплатить не могут. Поставили вашу кровать в один номер – туда стали приезжать богатые клиенты, которые и по 3 тысячи сомов за раз могут выложить…» Приобрели у нас еще несколько кроватей, говорят, что дела идут хорошо, – улыбается Егор.

К тому же, по его словам, мебель того стоит, ибо она из настоящего дерева – российского и местного леса (карагача, сосны, дуба, ореха). «Дерево есть дерево, – говорит Цветохин, – оно живое. И, вырубленное в разумных пределах, идет на пользу людям». Говорит, что его производство – безотходное. Оставшиеся стружки и опилки разбирает местное население на отопление зимой.

Егор – самоучка. Налоговый инспектор по образованию, он понял, что его больше интересует именно изготовление мебели. Этим занимался его друг, Егор стал учиться у него, изучать процесс самостоятельно, читать спецлитературу. Первые свои рабочие станки собирал сам. Сам же построил сушильную камеру, которой пользуется до сих пор. До сих пор Егор сам работает в цеху – например, красит мебель, потому что работники «не видят краску».

– Большая проблема – отсутствие специалистов. Сейчас нет никакой разницы – взять на работу выпускника училища или университета или с улицы. Ничего не знают, – говорит производитель.

Еще больше проблем для предпринимателей порой создают наши госорганы, которые потребовали от Егора поставить трансформатор, мол, мощности цеху не хватает. И начались мытарства по государственным инстанциям – пожарной службе, санэпидемстанции, по каракольским Управлению архитектуры и строительства и Госрегистру, в мэрию города.

– Пришлось прилично побегать, – рассказывает предприниматель. – Нужно было заплатить 10-12 тысяч сомов за оформление документов, чтобы только взять в аренду клочок земли, на котором будет стоять трансформатор – размером 2х2 метра. А затем ежегодно выплачивать 200-300 сомов собственно за аренду этой земли… Сейчас мне оформили зеленую книгу. К счастью, с налоговиками никаких проблем нет, наверное, полученное образование помогает. Выплачиваю все полагающиеся налоги, отчисления в Соцфонд.

 

ВРЕЗКА-1

  • Мнение чиновника

Балыкчи – город безработных

Эмилбек КАПТАГАЕВ, полпред правительства в Иссык-Кульской области:

– Деиндустриализация страны не позволяет нашим предприятиям включиться в работу. В области, без учета Кумтора, практически нет ни одного крупного работающего предприятия, только средние и малые. На территории СЭЗ Каракола работают несколько швейных цехов, но они не двигают экономику области. Простаивают балыкчинский мясоперерабатывающий комбинат, завод по переработке зерна «Ысык-Кол-Дан-Азык». Сейчас на 90% делают производство малые цеха, за 9 месяцев 2013 года они произвели продукции на 16 млн. сомов. Конечно, для области это мало. Единственная сохранившаяся отрасль, которая еще держится – молокоперерабатывающая. Три предприятия молочной промышленности (в Джеты-Огузе, Караколе и Тюпе) – это средние предприятия, все остальные в области – малые. Все они – «проблески» будущего производства и промышленности. Если раньше только город Балыкчи давал 70-80% промышленной продукции области, то сейчас это город практически безработный. Город стоит. Малые предприятия – более гибкие, мобильные. Нужно стимулировать создание хотя бы малых цехов, чтобы люди работали, особенно молодежь.

 

ВРЕЗКА-2

  • Мнение предпринимателя

Предприниматели малоинициативны

Александр СТРУЧАЛИН, исполнительный директор ОО «Союз предпринимателей г. Каракол»:

– В союзе зарегистрировано более 300 предпринимателей со всей страны, достаточно много из Оша и Бишкека. Мы занимаемся продвижением интересов и защитой прав предпринимателей, причем были созданы по их инициативе. Например, мы разработали и выпустили для членов союза путеводитель по бизнесу на CD-дисках, где собрали более 2-х тысяч типовых документов, вплоть до написания исковых заявлений, а также нормативно-правовых актов и рекомендаций для бизнесменов на все случаи жизни. Однако наша работа осложняется низкой активностью самих бизнесменов. Так, из более чем 300 членов союза всего около 55 – активные предприниматели, которые участвуют в работе союза. Многие обращаются к нам, вступают в союз лишь по нужде, когда требуется защита либо представительство в суде. Другая проблема заключается в том, что многие бизнесмены просто не регистрируются. Например, только в Караколе официально работает около 80 гостевых домов, а неофициально – около 600. А мониторить предприятия не то что по стране, в пределах одной области – затратно и долго по времени. У государства до этого не доходят руки, а у нас нет таких возможностей.

 

ВРЕЗКА-3

Всего по Иссык-Кульской области действует 348 малых и 49 средних предприятий. При этом число малых предприятий по сравнению с прошлым годом увеличилось на 13 единиц, а вот 12 средних предприятий, наоборот, за год закрылись. По предварительным данным Нацстаткома, МСП области выполняют план на 100% по оказанию услуг (торговля, гостиничный и ресторанный бизнес), принеся за 1-е полугодие этого года в бюджет страны 3,6 млрд. и 91,6 млн. сомов соответственно. В общем же объеме производства сельхозпродукции и промышленности доля иссыккульского малого и среднего бизнеса значительно меньше – 34,5% и 3,4% (1,8 млрд. и 444,4 млн. сомов соответственно).

 

Маргарита ЛАЗУТКИНА.

Фото автора.