Почему-то именно неизменный «работник» мясокомбинатов, некогда процветающих в республике, а потом успешно загнувшихся от внезапно нагрянувшей независимости, – то самое животное, за которым уверенно шли на бойню бараны, вспомнился мне, когда прочитал мыслишки Нурлана Мотуева, величающего себя лидером  Союза истинных мусульман.

Пусть не обижается на меня «великий политик» Мотуев, и в президенты баллотировавшийся, и нынче рвущийся в кресло омбудсмена – главного борца за права людей в стране, при этом не признающий ничьих прав, кроме своих. Слыша его, так и хочется спросить: «Ты чего добиваешься и на что народ толкаешь?».

То, что Мотуеву не даёт покоя слава Жириновского, известно давно. Все прекрасно знают, что в общении и беседах Владимир Вольфович абсолютно нормальный человек, весьма интересный собеседник, да и вообще незаурядный политик. Но стоит ему увидеть телекамеру, как он тут же преображается и начинает истерить. Практически то же самое нам демонстрирует и Мотуев. В разговоре в кулуарах он может быть тихим и спокойным, но, как только влезает на трибуну или просто начинает играть на публику, мужичок сразу меняется и тут же становится похожим на Жириновского.

Нет сомнения, что Мотуев давно уловил, что требуется народным массам. Потакание их низменным чувствам. Самым легковозбудимым из них является национализм. Мы все видели, как во время последних парламентских выборов, умело дергая за националистические ниточки, ловко проскочила в Жогорку Кенеш партия «Ата Журт», как работает мэр Оша Мелис Мырзакматов, как ведут себя толпы ОБОНовских тёток.

Казалось бы, после трагедии на юге Кыргызстана в июне 2010 года власти страны должны делать всё, чтобы на корню давить любые националистические выходки. Нас даже пытаются успокаивать, постоянно говоря об их недопустимости. Прокуратура и органы ГКНБ докладывают, что они стараются пресекать чуть ли не каждый факт разжигания межнациональной розни. Однако на деле всё ограничивается только словами. За последнее время был лишь один случай доведения до скамьи подсудимых гражданина, который, как нам доказывали силовики, был злостным разжигателем упомянутой выше розни. Им, если помните, оказался блогер Владимир Фарафонов – русский по паспорту. С таким же успехом могли призвать к ответственности узбека или дунганина. И не более. Ни на какие выходки журналистов кыргызскоязычных газет, ни на выступления ряда титульных политиков реакции нет. Как нет её, например, и на злобное заявления Мотуева, что «русские – враги». Или кому-то кажется, что неуравновешенный господин таким образом проявляет свои искренние дружеские чувства? А чего стоит его очередное высказывание, прозвучавшее в интервью одному из сайтов: «Русские, которые здесь живут (имеются в виду граждане Кыргызстана – Прим. ред.), должны принять ислам и «не высовываться». Это касается и всех других не кыргызов».

Неужели власти страны так до сих пор и не усвоили недавние печально-кровавые уроки межнациональных конфликтов? Судя по всему – нет. Похоже, и желание что-то реальное делать в этом отношении у них полностью отсутствует. На юге страны, если судить по заявлениям и письмам правозащитников, фактически продолжается борьба с «главными врагами» титульной нации – там всемерно «прижимают» узбеков. Делается это и местными чиновниками, и сотрудниками правоохранительных органов.

Создаётся впечатление, что кто-то ужасно беспокойный уже решил, что нельзя допустить мирного развития страны и пора уже начать борьбу с внутренними «врагами» и на севере республики. На роль глашатая этой внутренней «войны» лучше других подходит именно Мотуев. Фигура вполне раскрученная. Когда кто-то из нарождающихся национал-активистов пытается привлечь к себе внимание на многочисленных пресс-конференциях или сборищах, на их выступления не сильно обращают внимание. Мало ли какой идиот дорвался до трибуны? Покричит да перестанет. Но не такова реакция на спичи бывшего угольного короля. За-хватом Кара-Кече он уже доказал, что, если его вовремя не остановить, он в диком раже может зайти очень далеко. Так, наверное, уже пора приструнить Мотуева, нагло проверяющего власть, как говорят, «на слабо». Что стоит за вызывающим заявлением Мотуева, что его «не остановит ни тюрьма, ни запреты»? Только откровенное признание, что он готов переступить через законы ради поднятия в стране очередной кровавой бучи? А уж то, что за годы независимости в стране выращено общество маргиналов, готовых толпой идти за провокаторами хоть на мародерство, хоть на убийства, никто не возьмется оспаривать. Но такова, к сожалению, реальность, которую видят все.

Неужели наши высокие чины ждут, чтобы кто-то со стороны (коли родные советники упорно молчат) подсказал им, что пора обратить внимание на совсем небезобидные вопли Мотуева? Пока же сам Нурлан с неким бахвальством, увидев статью на сайте «Росбалт», написал: «Ну, надо же! Российские журналисты пристально следят за моей этой страницей в Facebook». Так почему политическое «творчество» Мотуева должны отслеживать зарубежные журналисты, а не местные чекисты? Как ещё донести до власти, что угрозы о том, что «будет жарко через три года», сильно бьют по нервам русскоязычных граждан, которые, не видя адекватной реакции, начинают думать, что это с её молчаливого согласия готовится «война» против русских? Ведь 2016 год, которым пугает Мотуев, пока ещё по плану приходится на правление нынешней власти. И если она в 2010 году не смогла, а может быть, и не захотела предотвратить бойню на юге республики, то где гарантия, что через три года власть не допустит нового межнационального конфликта? Нет такой гарантии, а значит, нет у русских и русскоязычных граждан страны уверенности, что в Кыргызстане они могут жить спокойно!

Александр НИКСДОРФ.