Иногда без возмущения невозможно смотреть на происходящее на дорогах. Про транспортные пробки уже сказано-пересказано. Они были, есть и, скорее всего, будут и дальше, как ни печально об этом говорить.
Столичная мэрия, пытающаяся придумать, как сделать дорожное движение просто ездой на авто, а не аттракционами, испытывающими психику граждан на прочность, ещё пару лет назад убеждала горожан, что все беды от маршруток. Именно эти юркие машинки создают невыносимые условия передвижения по городу. От них обещали избавиться. Нужно признать, что сегодня это практически выполнили. В Бишкек завезли много больших автобусов. Транспортники уверяют, что ежедневно на перевозке пассажиров занято 1200 машин.
Стало ли от этого лучше и свободнее на дорогах? Прямо скажем — «нет». Почему? Этот вопрос, кажется, мучает не только рядовых граждан, но и руководителей. Они ведь были уверены, что всё продумали и просчитали, а на деле ничего не получилось.
Теперь огромные заторы создают большие автобусы. Особенно на центральных улицах, где проходит много маршрутов. При том, что есть и улицы посвободнее, транспортная сеть никак не хочет совершенствоваться. Например, в декабре для оптимизации, как уверяют в мэрии, изменили движение маршрута №35. Теперь жители улицы Московской возмущаются, что у них это был единственный автобус, которого теперь нет. Руководители муниципалитета уверены, что он им не нужен. И нечего капризничать. Пройти три-четыре квартала до ближайшей остановки – не проблема. Нужно больше ходить пешком или лучше сидеть дома, чтобы автобусы не были переполненными. Но, видимо, горожане так громко кричали, что туда перенаправили автобус №8, хотя обещали, что он будет дублировать ликвидированный троллейбусный маршрут того же номера.
Водителей наказывают. Поголовно
К недоработкам транспортного руководства добавляется и своеобразность поведения водителей автобусов на дорогах. Сообщение директора муниципального предприятия «Бишкекское троллейбусное управление», в котором не осталось троллейбусов, которому теперь доверили руководить и МП «Бишкекское пассажирское автотранспортное предприятие», Талантбека Капарова на заседании бюджетной комиссии горкенеша буквально ошарашило. Он сказал, что в 2024 году в отношении 2 750 водителей бишкекских автобусов принимались дисциплинарные меры. Причин для взысканий и придумывать не приходилось. Многие срывали графики работы, не выполняли установленные планы. Правда, ещё до этого говорилось, что планы по количеству перевезённых пассажиров отменили, поскольку ради их выполнения водители осознанно шли на нарушение правил, создавали на дорогах аварийные ситуации. Зная количество машин, можно предположить, что наказывали всех поголовно.
При нехватке водительского состава 115 шоферов за грубые нарушения правил дорожного движения были отстранены от работы. Всего в 2024 году для работы на автобусах приняли 1795 человек, а 532 уволились. Текучка кадров — почти тридцать процентов. 537 водителей муниципальных автобусов включили в «черный список». Они по старой привычке сдавали не все деньги, собранные с пассажиров – часть забирали. 128 водителей были уволены по статье 83 Трудового кодекса КР, предусматривающей расторжение трудового договора по инициативе работодателя с соответствующей записью в трудовой книжке. Как отметил директор, запись нужна, чтобы эти водители снова не пришли к ним на работу. Видимо, у транспортников не скоро появятся электронные трудовые книжки, да и вообще с цифровизацией проблемы. Наверное, на предприятии нет компьютерных списков, по которым можно сразу высвечивать нежелательных работников.
Озадачились поведением водителей и парламентарии. Бывший генеральный прокурор страны, а ныне депутат Эльмурза Сатыбалдиев на заседании комитета Жогорку Кенеша по транспорту заявил: «У нас без культуры вождения два автомобиля даже в поле могут столкнуться друг с другом, не уступить дорогу. Это наша большая проблема». Он предложил, чтобы авто-школы или орган, выдающий водительские права, читали курсантам лекции о культуре вождения.
Ценить не работу, а соцпакет?
Не так давно в мэрии говорили, что водителям для их хорошей работы нужно поднять зарплату. Обещали сделать её по пятьдесят тысяч сомов, что гораздо выше, чем у медиков и учителей – людей с высшим образованием. Сейчас, как заявил директор Капаров, средняя зарплата водителей составила 55-65 тысяч сомов, а в среднем по муниципальному предприятию – 40-43 тысячи сомов. Но и этого теперь недостаточно.
Депутат БГК Максат Алымбеков на совместном заседании комиссий горкенеша заявил: «Водители автобусов часто устраивают гонки между собой. Если предоставить им хороший социальный пакет, набор компенсаций и льгот, они это будут ценить и перестанут нарушать правила. В этот пакет можно будет включить получение квартир без очереди или же какие-то льготы в больницах». Благодаря хорошему соцпакету у водителей будет стабильное будущее и они станут ценить свою работу? Странные времена — раньше ценили работу и профессионализм, а сейчас соцпакеты.
Александр НИКСДОРФ.
Фото www.