Наступил 2025 год. Система образования вздрогнула. Не от непонятного для наших людей решения Министерства образования перейти на 12-летнее образование. Всё гораздо страшнее. Чиновники ведомства решили рискнуть — они готовы окунуть наших школьников в международное исследование PISA-2025.

Напомним, что PISA оценивает знания и умения 15-летних школьников. В этой проверке в нашей стране могут принять участие как ученики 8-х и 9-х классов, так и учащиеся системы начального профобразования, если они подойдут по возрасту.
PISA – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment) – тест, оценивающий грамотность школьников в разных государствах мира и их умение применять знания на практике. Проводится раз в три года. Кыргызстан участвовал в 2006 и 2009 годах. Оба раза наши ученики заняли последние места. Эти результаты произвели на чиновников столь гнетущее впечатление, что они решили больше не демонстрировать уровень подготовки юных кыргызстанцев и отказались участвовать в этой программе.
Но прошло полтора десятка лет. В стране менялись президенты и министры образования. В школы вводили то одни предметы, то другие. Три года назад решили, что настало время ещё раз рискнуть. Но при этом не просто проверить знания учеников, а заранее поднатаскать их с некими репетиторами, знающими особенности PISA.
Ожидается, что нынче тестирование будет проводиться в 86-и странах на разных континентах. Наши не должны подкачать. Должны же они наконец-то уже научиться читать, понимать прочитанное и вообще думать?
Как ранее сообщали организаторы, в ходе тестов будут оцениваться читательская грамотность (умение работать с информацией, находить её и осмысливать, оценивать и интерпретировать); математическая грамотность (умение формулировать, применять, интерпретировать и оценивать результаты с позиций математики и реальной проблемы); естественнонаучная грамотность (умение научно объяснять и применять методы исследования, делать выводы).
Ещё в июне 2022 года стали проверять готовность учащихся 5-6-х классов. В столице и в Сокулукском районе тогда провели тестирование функциональной грамотности по математике, чтению и естественным наукам. Именно эти ученики подросли и должны в нынешним году принять участие в исследовании.
Финансово поддерживать участие республики в PISA-2025 взялся Всемирный банк. Он полностью оплатил взнос за участие – 335 тысяч евро. Для предварительной подготовки ВБ поддержал разработку тестов по функциональной грамотности, анкеты для учеников, учителей и администрации школы.
За прошедшее время в рамках подготовки должны были оснастить часть школ и педколледжи компьютерами, создать в них IT-платформы по STEM-направлению (естественные науки, технологии, инженерия и математика), обучить учителей и нарастить потенциал преподавателей Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников.
Провели даже специальную десятидневную летнюю школу. В ней принимали участие представители ведомства, региональных и местных органов управления образования, работники педвузов и колледжей, специалисты в области изучения школьных предметов, а также авторы учебно-методических материалов для учащихся 5-9-х классов по математике, родному языку и естественнонаучным предметам, специалисты в области оценки качества образования. Участников обучали не только функциональной грамотности, но и глобальной компетентности, финансовой грамотности, креативному мышлению.
Усвоили ли всё это учителя, и удалось ли им всё это вложить во всех учеников? Ведь участников тестирования организаторы ещё не определили. Ими могут стать ученики из самых разных школ страны. И эта неопределённость держит чиновников в напряжении.
Правда, ещё в прошлом году министр Догдуркул Кендирбаева, видимо, для собственного успокоения сказала: «Мы ждем, что тестирование может быть не очень успешным. По результатам исследования центра Маккензи, из-за пандемии из образовательного процесса выпали 1,5 млрд учащихся по всему миру. Самые успешные страны пострадали в достижениях в области образования на 30 процентов, развивающиеся – до пятидесяти, а страны с низким доходом – до 70 процентов. Но мы стараемся. Если мы не получим лидирующее место – не трагедия. Всё зависит от того, среди каких стран мы будем».
Даже трудно предположить среди каких. После пандемии прошло более трёх лет. Неужели так и будем на неё списывать неудачи? Ведь столько трудов было вложено в подготовку к тестам! Да и бывший глава кабмина, ныне ушедший в отставку, заявлял, что Кыргызстан вышел из числа стран с низкими доходами. Мы уже не бедные, а весьма развитые.
Осталось ещё чуть-чуть напрячься. Поэтому в начале февраля министр встретилась с заместителем руководителя сингапурского издательского дома «Маршал Кавендиш» Джой Тан. Они пообщались и подписали договор о совместной подготовке учащихся к PISA-2025 с использованием платформы Cerebry. Эта система адаптируется к уровню знаний каждого ученика, предоставляет ему структурированные задания, подсказки и немедленную обратную связь. Cerebry помогает школьникам развивать аналитическое мышление и уверенность в решении сложных задач.
Кендирбаева заявила, что Кыргызстан незамедлительно приступит к активному освоению новых навыков на этой платформе, использующей искусственный интеллект. Она подчеркнула: «Это первая инновационная цифровая платформа для повышения потенциала наших педагогов и учащихся в области математики. Мы надеемся, что это принесет положительный результат при сдаче PISA-теста нашими учащимися».
Надеются все. Ведь сколько бы ни требовали депутаты парламента, чтобы все ученики страны обязательно имели среднее образование, с учёбой не всё хорошо. Поэтому посмотреть на себя со стороны будет полезно.

Александр НЕНАШЕВ.

Фото www.