Кульминационный момент в финале «Волчьей ямы» — это, конечно, падение героя Нигматулина в смертельную ловушку, устроенную в подполе и утыканную кольями. Поразительно, но во многом эта сцена стала пророческой!
Менее чем через год после премьеры «Ямы…» в Москве (апрель 1984 года) Нигматулин в феврале 1985-го был убит в Вильнюсе. Причем крайне жестоко — эксперты насчитают на его теле 119 травм и повреждений, 22 удара были нанесены в голову и большинство увечий судебными медиками оценены как опасные для жизни.
Только если в описываемом выше фильме он стал жертвой коварных контрабандистов с уголовным прошлым, то в реальной жизни его убили «духовные единомышленники» из секты «Четвертый путь».
Давайте сегодня попробуем вместе разобраться в этой трагедии, в свое время шокировавшей весь Союз, но до сих пор вызывающей вопросы…
СМЕРТЬ НА ВЗЛЕТЕ
За свои 36 лет Т.Нигматулин, которого за харизматичную внешность и животную пластику называли «советским Брюсом Ли» и главным «пиратом XX века», успел сняться более чем в двух десятках фильмов. Среди них «Баллада о комиссаре» (1967), «Седьмая пуля» (1972), «Вооружен и очень опасен» (1977), «Право на выстрел» (1981), «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981), «Государственная граница. Восточный рубеж» (1982). «Один и без оружия» (1984), «Противостояние» (1985). Снялся бы еще, карьера была в зените, но, увы, такая трагическая смерть на взлёте…
Его разом овдовевшая супруга Венера, испытавшая огромное нервное потрясение, по древнему обычаю в знак мести даже обрила голову и планировала сжить со света убийц своего мужа, сидевших тогда в Вильнюсской тюрьме…
Но все проходит… Венера нашла в себе силы жить дальше. Сегодня она успешная киноактриса, телеведущая, директор кинофестиваля «Звёзды Шакена» и заслуженный деятель культуры Казахстана.
У Талгата Нигматулина от трех разных браков остались дочери Урсула, Линда и сын Саид-Дашук. Все они заняты творчеством, включая кинематограф, и вполне состоявшиеся личности.
Сохранилось главное — творческое наследие актера в виде стихов, прозы и, конечно же, это смотрибельные по сей день картины с его участием.
И еще. В далеком кыргызском городке Кызыл-Кия улицу, где родился актер, в 2000 году назвали в его честь…
БАТКЕНСКИЙ ДЖИГИТ
Талгат Кадырович Нигматулин родился 5 марта 1949 года в Баткенском крае, в Кызыл-Кие, в татарско-узбекской семье. В раннем детстве потерял отца, трагически погибшего в шахте. Из-за стесненных условий проживания мать, директор школы, вынуждена была отдать его в детский интернат.
Пацан из-за перенесенного рахита рос слабым, над ним насмехались и обижали сверстники. Но он был очень волевым, целеустремленным, решил измениться кардинально. Сначала занялся бальными танцами, затем легкой атлетикой, а позже — каратэ, в итоге став аж чемпионом Узбекистана!
После получения аттестата Нигматулин отправился в Москву, где сначала поступил в училище циркового и эстрадного искусства, что добавило ему акробатических и иных спортивных навыков. А уж затем во ВГИК, на звездный курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. По окончании вуза работал на студии «Узбекфильм», но был востребован и другими режиссерами, тем же Болотбеком Шамшиевым с «Киргизфильма», пригласившего его на главную роль в «Волчьей яме».
КОМСОМОЛЬСКИЙ АВАНТЮРИСТ ИЗ ФРУНЗЕ И БРОДЯГА С КЛАДБИЩА В КАРАКАЛПАКИИ
Между тем в СССР все большую популярность приобретали такие понятия, как биополе, аура, гипноз, НЛО, медитация, увлечение трактатами тибетских монахов, различными ориентальными взглядами и загадками мироздания.
Это было время магических стартапов для Кашпировского, Чумака, Лонго, Джуны и многих других индивидов.
Коснулось модное поветрие и Т.Нигматулина, так как прикладные приемы его японского каратэ были тесно увязаны с древней философией восточных единоборств. Там один из постулатов, например, это беспрекословное почитание наставника, полное подчинение инструктору и поводырю…
Тем временем в нашей истории появляются два персонажа, сыгравших главную и жуткую роль в судьбе Нигматулина, который им доверился.
Первый — это Абай Борубаев, уроженец столицы советской Киргизии, выпускник экономфака КГУ, представитель обеспеченной номенклатурной семьи, кстати, по-прежнему известного и влиятельного в Кыргызстане клана, сын редактора крупного журнала и комсомольский функционер. Абай был оратором и умел производить впечатление на окружающих с целью манипулирования ими. Обладал явным талантом убеждения и внушения как тонкий психолог.
Второй — это Мирза Кымбатбаев, самопровозглашенный «народный целитель» из Каракалпакии, плут и повеса, который ранее обвинялся милицией в тунеядстве, а на жизнь «зарабатывал» тем, что «исцелял» доверчивых граждан с помощью якобы имеющихся у него способностей к «биоэнергетике». Обретался он на Султан Уас Баба, центральном кладбище близ города Беруни в Каракалпакстане.
МЫ С АБАЕМ ХОДИМ ПАРОЙ…
Как же столь разные люди стали дуэтом?
Авантюрист Абай Борубаев, личность увлекающаяся, импульсивная, скорей всего мог реально верить во сверхъестественные силы. Просто решил монетизировать этот вариант. Обратить свою и чужую доверчивость в доходный бизнес. Представлялся в разных организациях как сотрудник бурятского филиала Сибирского отделения АН СССР, собирал автографы от присутствующих и их визитные карточки для последующего бравирования ими. Также он выдавал себя за ассистента известного академика, профессора философии Александра Спиркина, изучавшего парапсихологию.
Цель у Борубаева была глобальной — создание собственного НИИ, института, который будет исследовать возможности человека, в том числе и запредельные.
В 1978 году Борубаев начал путешествовать по республикам СССР, представляясь членом этнографической экспедиции, якобы занимаясь сбором ценного материала для своих сенсационных исследований. Вот тогда ему и повстречался 48-летний бомж Мирза Кымбатбаев.
У себя в родных пенатах тот слыл для многих табибом, то есть лекарем, исцелителем. Типа святой человек, дервиш, одаренный Божьей благодатью. Однако не для всех легковерных он являлся таковым, о чем мы упомянем чуть позже…
На самом деле Мирза, и он сам потом в этом признавался, был шарлатаном. Абай это понял, но, тем не менее, решил взять его в эксплуатацию. Видно, уж больно экзотической ему показалась внешность Кымбатбаева для последующих сеансов с аудиторией — вечно в грязных рубищах, босоногого и с бусами, при этом якобы лечившего молитвами и разными манипуляциями, как, например, купанием в грязных арыках. Такие персонажи не от мира сего как раз и привлекали внимание рафинированных поклонников разных чудес из России, Украины, Прибалтики. Но главное — лживая магия Мирзы приносила реальные деньги в виде пожертвований!
Абай занялся его промоушеном. Продюсируя Кымбатбаева, он начал водить его по высоким кабинетам и знакомить с нужными людьми, рассказывая о его необычных способностях. Мужик этот якобы мог лечить многие болезни при помощи специальных техник. И всё шло под псевдонаучным соусом. Мирза, дескать, настоящий оракул, эскулап, медиум и чуть ли не пророк!
В итоге к лже экстрасенсу в глухой кишлак, на старое кладбище, стали приезжать люди со всех уголков СССР!
Местные же крутили пальцем у виска и говорили: «Они все были кандидатами наук, технических, медицинских, все ученые были. Мне было стыдно, что Мирзу, этого дурачка, которого мы не уважаем, сделали легендарным героем. Приезжали молодые люди, студенты и студентки, человек по десять. Жили у Мирзы, купались в арыке. Даже порядочная корова не ляжет там, где они лежали. Все были довольны. Кем я считаю приезжих, нормальными или ненормальными? Я думаю, нормальные бы не приехали».
КУДА ВЕДЕТ «ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ»?
Чтобы как-то упорядочить мошенническую деятельность, легализоваться, облечь в форму, эта парочка назвала свою организацию «Четвертый путь». Секта в своем учении представляла собой гремучую смесь суфизма, дзен-буддизма, эзотерики и много чего еще.
33-летний Борубаев, как человек предприимчивый, взял на себя роль популяризатора секты, а 48-летний Мирза Кымбатбаев выступал в роли «учителя», обладающего «особыми знаниями».
Работали они по отработанной схеме — Абай заранее узнавал информацию личного характера от самых приезжих, прибывших за исцелением или духовным просветлением, а затем скрытно передавал ее Кымбатбаеву, который в ходе бесед поражал потом людей своим «провидением».
Однако Средняя Азия, как поняли аферисты, не самое прибыльное место. Надо расширяться и двигаться в Москву.
В столице Абай Борубаев выдавал себя за ученого, аспиранта Института Востоковедения Академии Наук СССР, изучающего феноменальные способности Кымбатбаева.
И постепенно их клиентами, последователями, стали многие именитые прозаики, журналисты, художники, артисты, преподаватели вузов, люди творческой богемы, которые пиарили сектантов либо сами становились ими. Филиалы «Четвертого пути» возникли в Прибалтике, Украине, разных частях РСФСР, а также у нас, во Фрунзе.
Попались на удочку проходимцев многие, увы. В их числе и Талгат Нигматулин, ставший, как бы сейчас сказали, медийным лицом секты, а также одним из спонсоров. Известно, например, что он передал Абаю Борубаеву 6 тысяч рублей, а также ценные вещи, в том числе 2 обручальных кольца, часы марки «Ориент» и «Электроника», щедро перечислял свои гонорары.
СЛЕПОТА…
До сих пор многих поклонников известного артиста поражает — как он мог поверить этим жуликам?! Доходило до того, что по приказу Борубаева он просил подаяние на улицах, облачившись в обноски, типа, это должно было помочь его «личностному росту». Слушался его беспрекословно, даже называл «живым Христом».
Сын покойного актера Саид Дашук-Нигматулин в одном из интервью пояснил, что в секту его отец вступил, так как «находился в духовных поисках, стремился к познанию высшей истины и искал совершенства». По мнению же его вдовы Венеры Ибрагимовой, Талгат сошелся с Мирзой и Абаем, так как интересовался вопросами психорегуляции, приемами которой те якобы владели, и на этой почве уверовал в них как в людей необыкновенных, которые «помогали ему освободиться от комплексов, оставшихся с детства, стать более волевым, сильным».
Как бы там ни было, Талгат Нигматулин крепко присел на крючок двоих проходимцев.
Между тем Абай, поверив в собственное могущество, и себя провозгласил гуру, требуя от паствы беспрекословного послушания. Ну, и отчислений с доходов, разумеется!
Обещал он, например, близкому окружению, что скоро найдет, снимет крутой особняк в Москве, и все там будут жить в роскоши, окруженные учениками, которые начнут слепо работать на них.
ПОСЛЕДНИМ РЕЙСОМ ИЗ ТАШКЕНТА…
С расширением секты аппетиты вожаков тоже росли. Нужны были большие финансы на поездки по стране, на сладкую жизнь, которую предпочитали Борубаев и Кымбатбаев — празднества, алкоголь и женщины.
Но денег стало не хватать. И фактически секта с годами стала подобием ОПГ, занимаясь не только мошенничеством, но и рэкетом. Они могли силой выбивать деньги с послушников, если те задерживали с оплатой членства в секте.
В начале 1985 года члены литовского подразделения «Четвертого пути» решили отделиться и создать собственную группу. Они отказались вносить взносы «на развитие общего дела», которые шли в карман прохвостов.
Вот что рассказывал следствию вильнюсский физик Валентас Мураускас:
— В начале нашего знакомства Абай увидел во мне человека, уважаемого в своем кругу, который может стать проводником его влияния в регионе, поэтому был особенно предупредителен со мной и моей женой — биологом, интересующимся взаимовлиянием биообъектов друг на друга. Однако вскоре он переменился. Примерно за год до трагедии я стал замечать у него жажду власти, стремление вести себя, как император.
Чтобы наказать взбунтовавшихся прибалтов, кои ранее обеспечивали большой доход в кассу, в столицу Литовской ССР прибыли Абай, Мирза и три их верных нукеров и бодигардов: преподаватель Московского авиационного института, профессиональный тренер по каратэ Владимир Пестрецов и два его ученика из числа студентов, тоже каратисты — Игорь Седов и Григорий Бушмакин.
Наказание отступников должно было стать показательным, дабы члены филиалов «Четвертого пути» в других частях Союза не вздумали своевольничать и бизнес-поток не иссякал.
Руководители секты и трое вымогателей ходили по домам «единоверцев», требуя деньги.
Предстояло спросить и с вышеупомянутого физика В.Мураускаса, который заявлял в адрес Борубаева, которому перестал платить: «Чему он может меня научить? Я не нуждаюсь в его учении…»
Разозлившись, Абай вызвал Нигматулина из Ташкента телеграммой.
БЕЗВИННЫХ СПАС, НО САМ СТАЛ ЖЕРТВОЙ…
10 февраля 1985 года Нигматулин прилетел в Вильнюс. Однако узнав, какую миссию ему предстоит выполнять, вдруг, к удивлению Борубаева, отказался, он не стал метелить ученого, к которому они приехали домой. Более того, вступился за того, начал разнимать дерущихся и в итоге вытолкал людей Абая на улицу, чем уберег В.Мураускаса и гостившего у него театрального деятеля Игоря Каленаускаса от расправы.
Вот только себя от расправы он не спас, увы…
Когда Нигматулин вернулся на съемную квартиру по улице Ленина, дом 49, где проживали Борубаев и компания, то сразу же попал под град ударов. Абай кричал в исступлении: «Бейте предателя!»
Талгат, сев в кресле, просто закрыл голову руками, и все.
Избиение продолжалось почти 8 часов (!), с перерывами садистов на коньяк и кофе.
Шум драки и крики карателей разбудили соседей. Они были вынуждены дважды за ночь вызывать наряд милиции. Но стражам порядка палачи говорили, что просто вовсю отмечают защиту диссертации, ну, гости чутка повздорили, но теперь все в ажуре. При этом пряча тело Нигматулина то за диваном, то в ванной комнате. Не заметив ничего подозрительного в помещении, люди в форме удалялись восвояси. Либо может просто не хотели разборок с хозяйкой квартиры, между прочим, кандидатом наук, экономистом, дочерью управляющего делами Совета министров Литовской ССР и супругой известного живописца.
К полудню 11 февраля Талгат Нигматулин был уже мертв. Как напишут позже судмедэксперты, смерть наступила от «несовместимых с жизнью повреждений внутренних органов».
СМЕРТЕЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ
Пятерых убийц арестовали в тот же день и преступление, в принципе, раскрыли быстро. Хотя поначалу истязатели и пытались представить дело так, что Талгата якобы избили неизвестные хулиганы на улице, а они его подобрали и затащили в квартиру. Однако полное отсутствие следов волочения тела и крови в подъезде сразу развеяли эти сказки.
Согласно официальной трактовке следствия, Талгат Нигматулин был умышленно убит по приказу лидера группы Абая Борубаева за неподчинение его приказу.
Однако резонансная и загадочная смерть известного актера вызвала множество иных слухов, гипотез, предположений.
Почему опытный спортсмен не оказывал сопротивления, элементарно не дал сдачи? Его не связывали, били с долгими перерывами, во время которых он мог попытаться хотя бы убежать. Даже во время визита милиционеров не подавал голоса… Или уже просто не мог?
Много непонятного.
За несколько часов до своей гибели он же открыто выступил против Абая и его сообщников, почему же в квартире неожиданно смирился с судьбой, словно агнец на заклании? Настолько уверовал в святость Абая и Мирзы, что безропотно позволил себя убить, не смея перечить гуру, показав свою полную покорность в надежде на пощаду, или как?
Существует и такая версия, что истязание Нигматулина было частью некоего обряда, связанного с посвящением или продвижением на более высокую ступень в иерархии секты. Дело в том, что Абай Борубаев придумал ряд ритуалов типа для «просветления», но унижающих достоинство учеников. К примеру, арестованный Г.Бушмакин в стенах СИЗО писал: «Сначала мы думали, что это новое испытание. Я не верил, что Талгату может быть сделано что-то плохое».
Возможно, масла в огонь подлила и банальная зависть: незадолго до поездки в Вильнюс вышел очередной номер многотиражного журнала «Советский экран», на обложке которого красовалась фотография Нигматулина. Абай тоже хотел подобной славы, его это могло задеть кардинально.
Другие же считают, что прямого расчета на убийство Нигматулина не было. Просто перестарались экзекуторы в попытке наказать сотоварища, перешли опасную грань. Иначе зачем бы им самим вызывать утром «скорую помощь», которая, впрочем, лишь констатировала смерть актера… Также они не пытались спрятать куда-то тело жертвы и другие улики, избавляться от свидетелей, сами дружно сдались в руки правоохранительных органов и стали давать изобличающие их показания.
НИЧЕГО ИСКЛЮЧАТЬ НЕЛЬЗЯ…
По следам криминальной сенсации в Вильнюсе свое предположение высказал также коллега Талгата по съемочной площадке «Пиратов XX века» Тадеуш Касьянов, президент Всероссийской федерации рукопашного боя и традиционного каратэ, заслуженный тренер РФ:
— Талгат был наркоманом. Во время съемок «Пиратов» я узнал, что его брат сидит в тюрьме, ему дали 12 лет за распространение. Талгат был вынужден помогать ему, он отсылал деньги, а позже и сам пристрастился. В Вильнюсе он не смог рассчитаться за «дозу». Убивали его чемпион Москвы по карате и еще трое отморозков. Талгат сидел обкуренный в кресле, а они его по голове ногами долбили… Так он по-дурацки погиб.
А ведь действительно, когда многие поражаются, мол, почему обладатель черного пояса и официальный чемпион Узбекистана по каратэ не раскидал своих мучителей, то они забывают о простой вещи — били то его отнюдь не новички, а тоже файтеры, с титулами и крепкими кулаками, и втроем на одного! He исключено, что своим физическим прессингом они просто сломали его волю к сопротивлению.
СУРОВЫЙ ВЕРДИКТ СУДА
В 1985 году по приговору Верховного суда Литовской ССР Абай Борубаев получил 15-летний срок. Но он его не отсидел до конца — скончался уже в 1988-м от туберкулеза, находясь в местах лишения свободы на территории Киргизии, куда был этапирован из тюрьмы «Лукишес».
Любопытна судьба Мирзы Кымбатбаева. Будучи приговоренным к 12 годам тюрьмы и лагерей, он отбыл все — от звонка до звонка! Причем по выходу на свободу в 1997 году тут же продолжил в своих краях практику «великого врачевателя», мороча людям головы. При этом безбожно пил и курил, пока не помер по причине цирроза печени в 2006 году.
Владимир Пестрецов и Игорь Седов получили 13 и 10 лет лишения свободы соответственно. После освобождения избегали общения со СМИ.
А вот Григорий Бушмакин, подающий большие надежды студент МАИ, кончил совсем плохо. На одном из следственных экспериментов вдруг в один миг сошел с ума: просто сел на пол, закатил глаза и уже больше не приходил в себя. Поэтому суд направил его для принудительного лечения в специализированную психиатрическую больницу.
Также, что симптоматично и справедливо, суд вынес частное определение в отношении членов Союза писателей СССР. Фактически создавших мошенникам образ ученых и оказывавших содействие в популяризации их бредовых идей и лженаучных явлений.
Что касается Талгата Нигматулина, то из-за финансовых и прочих сложностей, связанных в ту пору с перевозкой «груза-200» в далекий Узбекистан, его тело решено было кремировать там же, в Литве, в Каунасе, а уже позже захоронить прах на кладбище Чилонзор-Ота в Ташкенте.
Он был яркой звездой своей эпохи, но сгорел практически без остатка. Что, впрочем, свойственно звездам…
ЗАХОДИТЕ К НАМ НА «ОГОНЕК»!
Секта «Четвертый путь» существовала с 1978 по 1985 год, то есть около 7 лет, благодаря покровительству и нужным связям на самом верху. Вот, например, какой панегирик написал Герой Соцтруда, дважды лауреат Госпремии СССР, кавалер трех орденов Ленина, главный редактор журнала «Огонёк», поэт и писатель Анатолий Софронов:
«…Известно, что в последнее время способности, проявляющиеся в нетрадиционных способах лечения с помощью биотоков рук, в телепатии, телекинезе, становятся предметами пристального научного внимания, исследования.
В Каракалпакии проживает Мирзабай Кымбатбаев. Этот человек наделен необычайными способностями, накладывающими свой отпечаток на весь его образ жизни. Молодой ученый Абай Борубаев установил с ним взаимодействие и ведет записи научного характера, которые являются целью достаточно длительного эксперимента…»
Согласитесь, когда о людях говорят хвалебности столь весомые личности, это вызывает доверие у широкой аудитории. Анатолий Софронов, кстати, лично ездил к Мирзе для лечения одного из членов своей семьи. Он и другие, поверившие в могущество Мирзы, таинственного азиата, стали популяризаторами «Четвертого пути», а некоторые и фанатичными последователями.
Дастан АСМАН.
Фото WWW.