40 лет назад на экраны большой страны вышел фильм, в необычные перипетии которого оказались вовлеченными зять Леонида Брежнева, классик Чынгыз Айтматов, сотрудники КГБ, представители преступного мира Средней Азии, многие другие персонажи. Сыграли свою «роль» нелегальный опий, жесткая цензура и обвинения в идеологической диверсии, подрывавшей «устои советского общества».
Сегодня мы поговорим о «триллере» вокруг картины «Волчья яма», чьим создателем стал прославленный мэтр Болотбек Шамшиев, вспомним наши с ним встречи и беседы…
ЛОВУШКА ДЛЯ ХИЩНИКА
17 ноября в республике был отмечен профессиональный праздник кинематографистов — День кыргызского кино, зародившегося еще в годы войны, осенью 1941 года, с создания крохотной студии кинохроники. За прошедшие 83 года на «Кыргызфильме» сняли массу картин, сыгравших свою большую роль в культурной жизни страны и создававших огромные очереди возле касс кинотеатров.
Но даже среди популярных некогда фильмов особо выделяется драма «Волчья яма».
Автор Болотбек Толонович говорил, что написал сценарий на основе однажды услышанной истории. Крупный уголовный авторитет прикормил в чайхане беспризорного оборванца. Приемыш вырос умным и сообразительным юношей, с помощью денег «пахана» сумел даже поступить в вуз и с отличием его окончить. Даже не зная, откуда эти деньги. Но затем настала пора платить по счетам: парень стал у «крестного отца» гонцом и перевозчиком.
В те времена «ямами» на тюремном жаргоне именовались так называемые «блат-хаты» — места складирования «грязных» денег.
В то же время «волчья яма» в терминологии охотников — это смертельная ловушка, замаскированный ров, на дне которого установлены колья для хищников.
В подобной же яме, на острых железных шипах, гибнет и главный герой картины Самат (актер Талгат Нигматулин). Гибнет, окончательно запутавшись в лабиринте жизненных проблем…
— «Благодетелем» Самата в фильме стал Бабахан. Между прочим, реальное историческое лицо, могущественный контрабандист наркотиков 70-80 годов. Бабахан хоть и жил в Туркменистане, но многие свои дела проворачивал на территории Киргизии. Здесь его и поймали, изъяв при аресте 73 кг опия! О жизни легендарного главаря банды мне рассказывали многие чекисты, один из которых впоследствии стал консультантом при создании «Волчьей ямы», — говорил Б.Шамшиев. И добавлял: «Прежде чем снять этот фильм и «Алые маки Иссык-Куля», я серьезно изучал проблему распространения наркотиков в Средней Азии. Беседовал со старожилами, работниками КГБ, МВД, фармацевтами, другими специалистами».
СЛЕДЫ ИССЫК-КУЛЬСКОГО ОПИЯ ОБНАРУЖИВАЛИ ДАЖЕ В АМЕРИКЕ!
Болот Шамшиев не скрывал:
— В советское время крупнейшим центром региональной торговли зельем был Ташкент. Там наркоту можно было приобрести прямо на базаре, из-под полы, разумеется.
Наиболее простой вариант — через покупку… спичек.
Не удивляйтесь, просто таким хитроумным образом они в коробках маскировали опий. Спичечные головки обмакивались для этого в «слезы мака» и продавались зависимым. Одна такая спичинка из «волшебного» коробка ценой в 1 копейку стоила уже 5-10 рублей!
Из Ташкента основная ветвь трафика вела в Туркмению. Там, например, считалось хорошим тоном на свадьбе угостить гостей терьяком, это опий-сырец, дать отведать кокнар, настой из маковых головок. Такая свадьба считалась самой «крутой».
Через Каспий маршрут простирался до Закавказья, а из Узбекистана — до Москвы, Прибалтики и далее на Запад. Через Алма-Ату — на Дальний Восток.
Парадоксально, но факт: у нас в Кыргызстане, где марихуана растет во всех щелях и углах и где посевы лекарственного мака в 60-70-х годах занимали 29 тысяч гектаров, наркопотребление никогда не было сильно развито.
Зато махрово цвела контрабанда.
Иссык-кульский опий настолько ценился, что его следы находили даже в Америке!
По признанию одного специалиста из Каракола, занимавшегося отправкой собранного урожая для переработки на Чимкентский фармзавод, наше сырье оценивалось в 16 млн рублей.
Однако почти треть урожая уходила налево, принося подпольным дельцам примерно 54 миллиона рублей чистоганом!
Я знаю немало фактов, когда к нелегальному вывозу опия прикладывали руку и наши партаппаратчики, были случаи — даже и секретари обкомов.
Короче говоря, проблема существовала уже тогда. Вот я и решил кинословом рассказать о нависшей над Кыргызстаном угрозе, — говорил режиссер.
В ЖЁСТКИХ ТИСКАХ ЦЕНЗУРЫ
Оригинальный сценарий Б.Шамшиева был одобрен Москвой, Минфин СССР через Госбанк выделил 850 тысяч рублей, и в 1982 году автор приступил к съемкам. Забегая вперед скажем, что за первые 8 лет проката «Волчья яма» принесла 100 млн рублей прибыли! Киноиндустрия Советского Союза, как источник пополнения госказны, стояла тогда на третьем месте после продажи водки и сигарет.
Однако впереди киногруппу поджидала большая проблема…
Болот Толонович вспоминал об этом так:
— Отснятый материал привел в ярость худсовет Госкино СССР, хотя сценарий они сами и утверждали. Скорей всего они тогда просто не поняли, какую «бомбу» мы им подсунули, а когда увидели фильм, спохватились и тут же… запретили.
В Москве мне прямо заявили: «Вы что же это хотите сказать, что у нас существует организованная преступность?! Тем более о наркомафии и речи быть не может! Вы что, с ума сошли?! В СССР ее не было, нет и не будет. Ясно?! И нечего чернить наш строй».
Картина в итоге несколько месяцев пролежала на полке, пока я бился за ее освобождение. Нет проката — нет зарплаты. Коллектив студии рисковал остаться на голодном пайке.
С подачи Госкино начались нападки и со стороны всесоюзного МВД. Начальник управления угрозыска МВД СССР Геннадий Алексеев, например, обвинял меня в том, что я якобы раскрыл секреты… оперативной работы милиционеров!
Оказывается, даже переносные рации нельзя было «светить» в кадре, не говоря уже о внедрении капитана Маликова (актер Жоробек Аралбаев) в преступную группировку.
Удушением картины занимался и один из заместителей министра Василий Лежепёков. Ох, и много нам нервов попортил этот генерал!
Скорей всего, «Волчья яма» так и осталась бы на полке, не вмешайся в ее судьбу Чынгыз Торекулович Айтматов. Он лично позвонил зятю Брежнева, небезызвестному Юрию Чурбанову, пригласил на просмотр, объяснил цель проекта и доказал, что фильм необходим.
Только после этого нам наконец дали «добро». Правда, с одной оговоркой: «Убрать все, что связано с опием».
Но ведь на этом строился весь фильм, герой которого был наркогонцом!
Чтобы спасти картину, мы вынуждены были резать буквально по живому, отсекая те кадры, где есть наркотики. Оставили лишь эпизод убийства, совершенного обкуренным анашой отморозком по кличке Цыган (актер Анатолий Плюто).
Затем встал главный вопрос: чем заменить в фильме наркотики? Так как из Кыргызстана контрабанды антиквариата, змеиного яда или золота не было, мы остановились на противозаконном вывозе немаркированных шкурок норки со звероферм Облпотребсоюза на Иссык-Куле. Вот так Самат и превратился из наркодилера в перевозчика пушнины.
Таким «Волчью яму» после многомесячных переделок да купюр и увидел широкий зритель…, — вздохнул создатель картины.
При этом первоначальный вариант восстановить было невозможно, даже когда грянула перестройка и многое стало можно. Просто прежние пленки, к сожалению, были уже физически уничтожены. Но, что любопытно, Шамшиеву предлагали снять… продолжение фильма. Реальный заказ поступил в 1986 году от богатых картежных шулеров из числа местных корейцев. Впрочем, в последний момент их главарь в Москве запретил им финансировать проект, и практически готовый сценарий остался в столе.
И что еще интересно — преступный мир очень хорошо воспринял «Волчью яму». Фильм неоднократно крутили в колониях и, судя по отзывам, заключенным пришлась по душе правдивость и реалистичность картины.
А ВЫ И НЕ ПОДОЗРЕВАЛИ…
Сложно поверить, но с «Волчьей ямой», кроме прочего, были связаны и мистические истории. Вот что говорил сам режиссер:
— Необъяснимого было много. Дело в том, что снимая фильм, мы обязаны сохранять отснятые объекты для пересъемки в случае технического брака. Но нам удивительным образом везло. К примеру, в фильме есть эпизод на дачном участке, когда убивают оперуполномоченного возле дороги через речку Аламедин. Едва успели снять, как через три дня разъяренная река смыла эту дорогу.
Снимали мы и внутри котлована на месте нынешнего «Дома торговли» в Бишкеке. Там 14 лет царило запустение, а как только мы закончили, через неделю началось строительство.
В Андижане мы искали через местных милиционеров самое криминальное место в их районе. Те, естественно, уверяли нас, что у них вообще такого нет. Видно, боялись пятен на мундире…
Методом тыка мы самостоятельно вышли на приглянувшуюся нам рощу так называемых пляшущих деревьев у берега Кара-Дарьи. В этих мрачных зарослях в первые же часы наткнулись на висящие на ветвях отрубленные лошадиные ноги. Это был знак, не иначе.
Не успели мы проявить пленку, как буквально сразу после нашего посещения кто-то спилил-вырубил всю рощу, стоявшую здесь веками.
А позже андижанские стражи порядка признались, что как раз-таки район пляшущих деревьев и был самым-самым криминогенным, — смеялся Болот Толенович.
…Что касается дальнейшей судьбы актеров нашего фильма, то вы, наверняка, знаете, что потом случилось с главным героем. Талгат Нигматулин в чем-то повторил судьбу Самата. Только в жизни роль Бабахана сыграл Абай Борубаев…
ЛИЧНОЕ ДЕЛО МАСТЕРА
Болотбек Толенович Шамшиев родился 12 января 1941 года во Фрунзе. После окончания школы в 1959-м поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) в Москве. Еще студентом он с успехом дебютировал в кино, сыграв главную роль в фильме Ларисы Шепитько «Зной» (1963).
Его дипломная работа — научно-популярный фильм «Манасчы» (1965), посвященная великому сказителю Саякбаю Карапаеву, сразу же была удостоена Гран-при международного фестиваля в немецком городе Оберхаузене.
Затем Шамшиев снял такие произведения, как «Выстрел на перевале Караш» (1968), «Алые маки Иссык-Куля» (1971), «Белый пароход» (1975), «Ранние журавли» (1979), «Восхождение на Фудзияму» (1988), удостоившиеся множества наград и завоевавшие любовь зрителей. Кроме того, он участвовал на «Казахфильме» в съемках ленты «Снайперы», посвященной Герою Советского Союза Алие Молдагуловой.
В 1990-х годах Б.Шамшиев создал в Бишкеке киностудию «Салам-Алик», активно развивал национальные виды спорта. Стал главным режиссером грандиозного театрализованного шоу в 1995 году в честь 1000-летия эпоса «Манас».
Знаменитый режиссер был лауреатом премии ВЛКСМ Киргизской ССР (1969), Государственной премии СССР (1977), награжден орденом «Манас» двух степеней. Имел звания Народного артиста Кыргызстана и Народного артиста СССР (1991).
Увы, в декабре 2019-го на 79-м году жизни Болот Толенович после тяжелой болезни скончался. В сентябре 2022-го ему посмертно присвоили звание Героя Кыргызской Республики.
Дастан АСМАН.
Фото WWW.