В Бишкеке в рамках программы «Партнерство за развитие МСУ в КР» при поддержке правительства Швейцарии состоялась координационная сессия на тему: «Актуальные вопросы в сфере МСУ: сотрудничество и пути решения».

С приветственными словами открыли мероприятие Замирбек Мамасадыков, депутат ЖК КР, Кудайберген Базарбаев, директор Государственного агентства по делам государственной службы и местного самоуправления при Кабинете министров республики, Азамат Шамеев, эксперт отдела государственной и муниципальной службы Управления по подготовке решений президента и кабинета министров и администрации президента, Оливье Бангертер, чрезвычайный и полномочный посол Швейцарии в Кыргызстане.

Организаторами мероприятия выступили члены проекта – Институт политики развития, Союз местных самоуправлений республики, Академия местного управления Центральной Азии. В сессии приняли участие представители государственных органов, органов МСУ, независимые эксперты, партнеры по развитию некоммерческих организаций. В ходе работы сессии были обсуждены планы на 2025 год и актуальные вопросы развития МСУ на 2024-2028 гг., вопросы поддержки развития городов, сельских органов МСУ и муниципальных предприятий для лучшей организации услуг на местах, земельной амнистии, инвентаризации земельного фонда и другие вопросы.

Модератором первой сессии выступил Бектурган Орозбаев, директор Союза МСУ республики. Так, по словам Мыктыбека Омурзакова, начальника управления по развитию МСУ при Кабмине, для МСУ актуальными остаются проблемы инвентаризации земли, земельной  амнистии, повышения квалификации сотрудников МСУ.

— В Кыргызстане  2,5 миллиона человек живут в городах. Проведенный анализ в пилотных городах: Кант, Кара-Балта, Шамалды-Сай в 2023 году показал, что ключевыми вопросами, требующими особого внимания всё же остается сфера предоставления и повышения качества услуг, управление муниципальной собственностью, земельные вопросы, экология и повышение потенциала сотрудников мэрии городов. На местах мы провели по три практические встречи, где изучали и анализировали штатную структуру и численность на предмет рационального распределения функциональных обязанностей сотрудников, содействовали разработке внутренних документов и предложили свои рекомендации по улучшению работы с кадрами, — рассказал Данияр Айтбаев, заместитель директора Союза МСУ республики.

Мэр города Шамалды-Сай Мирбек Тотонов выразил благодарность  руководству проекта и рассказал с какими проблемами столкнулась мэрия нового города.

— С 1 апреля наш город можно сказать с нуля начал свою работу так, как именно тогда он получил статус города. И мы столкнулись с тем, что нет квалифицированных кадров, у нас не хватает специалистов. Союз МСУ три раза провел с нами встречу, помог  со структурой мэрии, даже расписали функциональные обязанности каждого сотрудника. Мы работали с теми сотрудниками, которые у нас есть, повысили их квалификацию. Эту работу по обучению и повышению квалификации сотрудников нужно продолжать. Если можно  заложите  в программу 2025 года финансовое обеспечение для  отправки  сотрудников на обучение. Мы являемся исполнительным органом, который выполняет все постановления и распоряжения вышестоящих органов, — сказал мэр города Мирбек Тотонов.

Руководитель аппарата мэрии Канта Айзада Байтокоева, также поблагодарила всех представителей  проекта за оказанную помощь в повышении квалификации сотрудников и за проведение консультационных встреч, которые очень помогли мэрии Канта.

Айнур Кенжебаева, эксперт по земельным вопросам Союза МСУ КР, добавила, что в айылных аймаках, малых городах, да и по всему Кыргызстану актуальной остается проблема земли, не сходятся юридические и фактические параметры, а также не сходятся категории земель. По мнению А. Кенжебаевой необходимо завершить земельную амнистию и инвентаризацию земель, а для этого необходимо на местах обучать земельных специалистов и повышать их квалификацию.

Жанат Иманакунова, сотрудник государственного агентства по управлению государственным имуществом при Кабмине республики, рассказала, что основной проблемой остается обучение кадров государственным закупкам, а именно сотрудников муниципальных предприятий.

— Как правило, в муниципальных предприятиях нет отдельного специалиста по госзакупкам, а с 2022 года у нас, как вы знаете, закупки выполняются через государственный портал закупок. Это всё ложится на плечи бухгалтера, хотя сейчас уже есть отдельные специалисты по госзакупкам. Мы обучили специалистов муниципальных предприятий госзакупкам, но охватили только Бишкек. В отдалённых районах до сих пор не знают, что нужно всё закупать через единый портал госзакупок, и еще у нас нет точного количества муниципальных предприятий, — говорит Ж.Иманакунова.

Начальник отдела информационных технологий и контроля качества государственного предприятия по землеустройству «Кыргызгипрозем» при Государственном агентстве по земельным ресурсам, кадастру, геодезии и картографии при Кабмине КР, Арсен Чомонов показал на примере Сузакского района Джалал-Абадской области, как можно сделать инвентаризацию земель с помощью цифровых технологий, и сказал, что предприятие готово сотрудничать с МСУ по этому направлению.

Координационная сессия стала открытой платформой для обсуждения стратегических вопросов.  Участники подтвердили актуальность ключевых направлений работы программы в сфере местного управления и развития на предстоящий год.

Гюльзада ИТКАРАЕВА.

Фото автора и пресс-службы Института политики.