Недавно в Бишкеке по инициативе Торгово-промышленной палаты республики прошёл первый Форум риелторов. Назвали его «Рго.КЫЙМЫЛ: Рынок. Риелторы. Будущее», что можно было понять по-русски как «Продвижение» и всё остальное, что написали.
Пригласили профессионалов — риелторов, инвесторов, представителей бизнес-сообщества и органов власти — для обсуждения перспектив отечественного рынка недвижимости.
Благо рынок есть, поэтому всем хочется, чтобы он двигался. Участники встречи поговорили о ключевых вопросах повышения качества услуг в этом направлении, сертификации риелторов и привлечения иностранных инвесторов.
Глава ТПП Темир Сариев подчеркнул важность нового решения — сертификации и аттестации риелторов с обязательным прохождением этой процедуры каждые два года. По мнению инициаторов задумки, введение аттестации будет способствовать созданию более прозрачного и стабильного рынка недвижимости, что повысит доверие к нему со стороны зарубежных партнеров и инвесторов. Заодно должно будет защищать права клиентов.
Если, конечно, у клиентов есть какие-то права.
СВОБОДНОЙ ЗЕМЛИ НЕТ, НО СТРОИТЕЛЬСТВО БУДЕТ
В целом, мероприятие было сугубо профессиональное с обсуждением специфических вопросов. Однако большое внимание привлекло выступление директора Госстроя Нурдана Орунтаева, которое, мы считаем, может быть интересно и нашим читателям.
Главный строитель сообщил, что в Бишкеке практически не осталось свободной земли — всё уже застроено. В общем-то, мы об этом слышали и ранее, но, к удивлению общественности, регулярно появляются сообщения о строительстве новых объектов. Наверное, их возводят на давно проданных участках.
Однако стоит отметить, что нынче площадь Бишкека практически удвоилась, если не утроилась. В черте города оказались земли, ранее относящиеся к сельскохозяйственным. И хотя руководство страны говорило, что их статус менять не будут, но, видя происходящее, когда большое количество поливных пашен отдаётся под строительство чуть ли не новых городов, можно не сомневаться, что место для работы стройкомпаний появится. Тем более, что Орунтаев сообщил про новый генеральный план столицы, который должен вскоре быть разработан и принят. Вот он и предусматривает новые участки для строительства.
Чтобы никто не думал, что внимание уделяется только столице, глава Госстроя заявил: «Мы не ограничиваемся только Бишкеком — есть и другие города, например, Токмок и Кара- Балта, где активно развивается инфраструктура, и там такие же условия строительства».
КАЖДОЙ КВАРТИРЕ ПО ПАРКОВОЧНОМУ МЕСТУ
Особый разговор шёл и о парковках. После того, как под руководством самого Орунтаева в бытность его вице- мэром Бишкека были снесены сотни гаражей, у многих жителей столицы возникли проблемы с местом для машин. Это нынешнего руководителя Г осетров, оказывается, тоже волнует. В общем, подобный подход к делу в столичном муниципалитете в последнее время стал нормой. Сначала чиновники, круша всё, что было сделано до них, устраивают людям массу проблем, а потом начинают рассказывать, как они будут их решать, чтобы гражданам стало хорошо.
Орунтаев сообщил, что к парковкам нынче разработаны новые требования. Ведь сейчас найдётся не так много семей, не имеющих автомобиля. Машина стала практически неотъемлемым атрибутом современной жизни. И если раньше авто считалось роскошью (хотя, судя по большому количеству уж очень дорогущих машин, у кого-то это и сейчас предмет престижа), то для большинства кыргызстанцев жизнь без персональных колёс была бы затруднительна.
Так что подразумевают новые требования? В них прописано: «При строительстве жилого дома строительная компания обязана обеспечить парковки по формуле: одна квартира — одно парковочное место». Если ранее на сто квартир предусматривалось только четырнадцать парковок и это отвечало прошлой ситуации с личным авто, то уже с нынешнего сентября по стандарту требуется сто парковок на сто квартир. В общем-то, это было бы неплохо, хотя есть семьи, имеющие две, а то и три машины. Но это уже их забота, где найти парковочное место для «излишков». Но принять правила — это одно. А исполнять их — совсем другое. Поэтому чиновники сразу заявили, что в Бишкеке предусмотрены некие, как они сказали, «преференции», позволяющие сократить это требование до 40 процентов. То есть, городские власти и здесь позаботились об интересах не владельцев жилья, а строительных компаний, которые с учетом «особенностей застройки и других послаблений» могут предоставлять только 40 парковок на 100 квартир.
Как в этом случае избежать скандалов, если все жильцы будущих новостроек захотят иметь местечко для своей «ласточки»? Можно, конечно, провести жеребьёвку. Кому повезёт, тот и получит место. Хотя, строительные бизнесмены в состоянии придумать и продажу парковок. Причём не исключено, что задерут цену так, что она сравняется со стоимостью квартиры. Но это я, конечно, преувеличил. Такого быть не может. Правда, почему бы не устроить аукцион? У кого больше денег, у того и больше возможностей получить место для машины. Правило простое, но жизненное.
Орунтаев, обращаясь уже к строителям, заметил: «Если не хватает территории участка, используйте пространство ниже уровня земли или первые и вторые этажи зданий. Если такой вариант не подходит — внедряйте современные технологии. Это вполне реально сделать. Например, можно использовать роторные парковочные системы, стоимость которых составляет от 10 до 15 миллионов сомов. Это позволит решить проблему».
Действительно, коли застройщик предлагает квартиры, он должен создавать соответствующие условия, чтобы обеспечивать жильцов парковочными местами.
НУЖНО БЫТЬ ОТКРЫТЫМИ
Замечательная идея родилась у всё того же господина Нурдина Орун- таева. Он придумал, как ТСЖ могут не только тратить деньги на обустройство своих дворов, но и зарабатывать на этом. Глава Госстроя обратил внимание, что в городе нет ни одного открытого двора. Он заявил: «Мы любим закрываться. Почему наши дворы не открыты? Потому что они закрыты для посторонних!» Здесь в логике товарищу не откажешь. Уверен, что большинство горожан, проживающие в многоэтажках, как раз и хотят, чтобы меньше посторонних гуляло у них во дворах. Это всё-таки стремление к определённой безопасности, о которой каждый сам должен думать. Но, кажется, что бывший вице-мэр, работая в муниципалитете, на подобные проблемы внимания не обращал. Наверное, когда он слышал слова «безопасный город», то думал, что речь идёт о ситуации в столице, в которой полностью искоренили преступность, а не про систему фиксации нарушений на дорогах. Поэтому и задаётся весьма странным, на взгляд горожан, вопросом.
Орунтаев заметил: «Согласно генеральному плану, внутри жилых комплексов предусмотрены парковочные места, но мы закрыли их. Жители говорят, что пусть дети играют, но автомобили не заезжают. Но нужно быть открытыми. В соседних дворах та же ситуация — все закрыты. Я предлагаю ТСЖ благоустроить двор, заасфальтировать, установить шлагбаумы и сдавать места в аренду с 9 утра до 8 вечера заезжим автомобилистам. На этом можно зарабатывать».
Что сказать? Сразу чувствуется, что директор Госстроя «большая голова». Такую дельную вещь предложил. Не каждый докумекает. Только, думаю, что родители детей, мимо которых станут постоянно ездить «чужаки», вряд ли согласятся на подобный «бизнес».
Они и своих доморощенных владельцев машин опасаются, у которых тот же Орунтаев гаражи сломал, а тут ещё и пришлые появятся. Но, возможно, кому-нибудь его придумка придётся по душе? Хотелось бы узнать.
Александр НИКСДОРФ. Фото WWW.