Эпопея с переносами автовокзалов вызывает у общественности всё больше вопросов. Бишкекчане и граждане, приезжающие в столицу, говорят, что они испытывают массу неудобств из-за новой дислокации автовокзалов. Однако власти им не верят.
Если в районе объездной дороги соорудили нечто отдалённо похожее на сельскую автостанцию (правда, нас уверяют, что это временное пристанище автобусов), то спешно организованная площадка в районе ипподрома заставляет народ только чертыхаться.
Мэр Бишкека Айбек Джунушалиев, стараясь хоть как-то объяснить свои решения, заявил: «Теперь управление автовокзалами перешло от Минтранса к муниципалитету. Мы делаем всё, чтобы улучшить их работу». Странное видение улучшения у градоначальника. Народ кричит, что стало хуже, а он упорно твердит, что это улучшение. Впору вспомнить, как Джунушалиев говорил, что не понимает горожан. Кажется, что он с людьми говорит на разных языках, а переводчика у них нет. Хотя, эту роль попытался на себя взять управделами президента Каныбек Туманбаев. Он в социальных сетях показал картинки будущего автовокзал! и заявил, что нужно просто подождать чуть-чуть и потом всем будет хорошо.
Подключился к полемике и вице-мэр Бишкека Жамалбек Ырсалиев. Тот также, как и вышестоящие товарищи заявил, что нынешние неудобства носят временный характер. Но вскоре территория будет расширена, там построят новые стоянки и улучшат условия для водителей и пассажиров. Автовокзал постепенно будет развиваться и достраиваться.
При этом на логичный вопрос, который задают многие, почему нельзя было сначала построить новый благоустроенный автовокзал и только потом все маршруты перевести туда, Ырсалиев ответил: «У нас нет времени ждать. Мы должны развиваться, поэтому принято решение переехать на новый муниципальный автовокзал». При этом добавил, что власти страны понимают, что появились неудобства у граждан после того, как автовокзал закрыли, но скоро будет построен современный новый.
Не промолчал и пресс-секретарь президента Аскат Алагозов. Он отметил, что после завершения строительства новый автовокзал будет расположен в удобной локации. По его утверждению, это сейчас кажется, что он далеко от города, но не нужно забывать об административно-территориальной реформе, в результате которой площадь столицы значительно увеличилась. И автовокзал, который сейчас, кажется, находится на окраине Бишкека, на самом деле окажется в его границах. Также Апагозов заметил, что по дороге к аэропорту «Манас», где и будет возведён автовокзал, строится новый Ошский рынок. И тем, кто сейчас критикует переносы автовокзала и рынка, после завершения этих двух строек будет стыдно. Он уверенно заявил, что старое здание Западного автовокзала будет отремонтировано и использовано.
Так что всё-таки будет на месте Западного автовокзала, с освобождением которого так спешила мэрия? Одним из первых свои предположения высказал Каныбек Туманбаев.
На своей странице в Facebook он напомнил, что автовокзалы переносят за пределы города по инициативе главы государства Садыра Жапарова. Это делают в целях создания комфортной среды для жителей столицы и снижения количества автомобильных заторов.
Также по поручению президента начали работу по возвращению государству незаконно проданных земель автовокзалов Бишкека. Туманбаев заявил, что при поддержке руководства страны старые автовокзалы отремонтируют и разместят в них госучреждения. Например, по его предположению, там могут разместить Госрегистр и ЦОН. Почему бы и нет? Сказал уважаемый чиновник и ладно. Мы ему практически поверили. Правда, потом этот пост с его страницы почему-то исчез. Может быть, с кем-то не посоветовался и второпях не то написал?
Поскольку жители столицы не всегда понимают, кто же действительно командует в городе и распоряжается его землями, журналисты предположили, что это всё-таки прерогатива мэра. Поэтому на встрече с градоначальником они спросили Айбека Джанышбековича о будущем Западного автовокзала.
Мэр прямо заявил, что на месте автовокзала планируют в рамках инвестиционного проекта создать современный объект. При этом будут учитывать как интересы города, так и заботиться о пополнении местного бюджета, нуждающегося в средствах. Для этого очистят территорию и будут предлагать её инвесторам в аренду. Джунушалиев заметил, что по этому вопросу сейчас ведутся переговоры с двумя-тремя инвесторами, которым можно было бы рекомендовать этот участок. При этом, напуская туман, он не уточнил, что за объект появится на месте автовокзала.
Мы-то думали, что уже есть инвестор, предложивший много денег, поэтому в мэрии и заторопились создать неудобства для горожан. А оказывается, что его ещё нет. Или мэр просто вводит всех в заблуждение, скрывая до поры до времени имя «благодетеля»?
Да и что нужно думать после слов градоначальника про очистку территории? Явно мэр или тот, кто ему это насоветовал, замыслили здание автовокзала сломать. Что толку с невысокого строения, когда на его месте можно забабахать что-нибудь в десятки этажей?
Так, как, например, вместо уничтоженного ресторана «Нарын» возводят высотку в 37 этажей, которая по площади займет весь кубик, ограниченный дорогами, его обрамляющими. Если бы инвесторы были бы чуть настойчивее, не исключено, что им разрешили бы и проезжую часть прихватить. Нам ведь для хороших людей с деньгами ничего не жалко. Так что ломать памятники архитектуры в последние годы стало нормой. И с этим народ практически смирился.
Когда мэр заявил: «В 2025 году мы планируем реализовать в два раза больше проектов и для этого нужны дополнительные средства», стало страшновато. Значит, опять будут что-то ломать. Возможно, под инициативу муниципалитета попадает школа №23. Родителям учеников сообщили, что школу после первой четверти срочно закрывают. Поэтому учеников «раскидывают» по другим учебным заведениям. Граждане думали, что собираются делать ремонт. Естественно, появились вопросы, почему нельзя дождаться окончания учебного года, а уж потом взяться за реконструкцию? Но на примере автовокзала мы же уже знаем, что в муниципалитете не могут терять время. Им нужно всё делать быстро. Чтобы никто уже не сомневался в намерениях городских чиновников, мэрия сообщила, что вопрос со сносом школы практически решён. Для подкрепления этого решения сослались на заключение сотрудников Института сейсмостойкого строительства и инженерного проектирования, у которых «вызвали опасения определённые блоки этой школы». В мэрии даже смущённо написали: «В случае решения о сносе указанной школы будет проведен демонтаж и построена новая школа в соответствии с современными требованиями».
Неужели мэр не продаст (или как скромно в муниципалитете говорят, не сдаст в аренду) большой участок на проспекте Жибек Жолу? Желающие взять его, безусловно, найдутся.
А обещание про строительство нового здания школы растворится словно утренний туман (с этим у нас просто напасть) и вскоре забудется. Ведь от возведения учебного заведения денег в городском бюджете не прибавится. Скорее — наоборот.
Александр НИКСДОРФ. Фото WWW.