В Министерстве юстиции признали, что государственные судебные исполнители не успевают выполнять возложенные на них обязанности. И это плохо. Поэтому ведомство предложило облегчить им жизнь и переложить часть работы на частных судоисполнителей. Для этого разработали соответствующий проект закона.

В Минюсте отметили, что сейчас в республике судебное исполнение ведётся исключительно государственными работниками, на которых легла высокая нагрузка.

Из-за этого они свои обязанности выполняют недостаточно эффективно. Стали думать, как поправить дела. Возможно, надо было решать просто — менять работников. Принять на службу людей, которые бы лучше выполняли возложенные на них обязанности. Но это, судя по всему, проблематично. Почему? В юридическом ведомстве уточнять не стали, как и не решились просить у правительства расширить их штаты. Наверное, на подобный шаг нет бюджетных денег. Поэтому и решили «подтянуть» частников. Пусть выполняют государственные обязанности, но оплату за это изыскивают себе сами.

Нужно отметить, что ещё в феврале прошлого года в Жогорку Кенеше поднимался вопрос о введении в стране института частных судебных исполнителей. Об этом на заседании парламента говорила депутат Эльвира Сурабалдиева. Однако она не говорила о большой загруженности, а прямо заявляла о коррупции среди сотрудников департамента. Также депутаты отмечали низкий уровень работы судебных исполнителей, из-за ошибок которых десятки бизнесменов несут ущерб. Не случайно, как отмечалось в парламенте, много выносимых решений деловые люди обжаловали.

На том же заседании замдиректора Судебного департамента Кубат Черикчиев отмечал, что если судоисполнитель допустил ошибку, то несет за неё ответственность. При этом руководитель сетовал, что в стране всего 300 судоисполнителей и на каждого в год приходилось в среднем по полторы тысячи исполнительных документов. И этот бумажный поток, в котором можно утонуть, только растёт. Однако тогда он твёрдо заявлял, что введение частных судебных исполнителей преждевременно и не нужно.

Прошло полтора года. Ситуация с судоисполнителями, видимо, стала почти критической. В министерстве уверены, что «введение института частных судебных исполнителей снизит нагрузку на госорганы, улучшит оперативность и прозрачность исполнительного процесса, а также повысит уровень правовой защищенности всех участников процесса».

Здесь, конечно, может возникнуть вопрос: неужели при действии государственных судоисполнителей наблюдается недостаточная правовая защищённость? Судя по заявлениям министерских чиновников, подобная проблема существует.

Но станет ли всё законно, если за дело возьмутся господа, не обременённые рамками ведомственной ответственности? Например, известна деятельность частных коллекторов.

Они всеми доступными путями (и не всегда соблюдая законность), выбивают деньги у должников, не выполняющих обязательства по возвращению кредитов, взятых у финансовых организаций.

Как будет с частными судебными исполнителями, которым государство разрешит взаимодействовать с банками при наложении арестов на счета должников? Ведь Минюст предлагает разрешить «наложение ареста на денежные средства и ценности на банковских счетах на основании постановлений судебных и частных судебных исполнителей по исполнительным листам, судебным приказам, а также определениям и постановлениям суда». Также предлагается включить положение, позволяющее предоставлять информацию, составляющую банковскую тайну, судебным и частным судебным исполнителям по их запросам.

Понравится ли подобное бизнесменам? Ведь провозглашённая банковская тайна перестанет быть таковой, когда о ней узнают частные судоисполнители? Однако в Минюсте на подобные «мелочи» предпочитают не обращать внимания и считают, что предлагаемые изменения позволят в целом повысить эффективность исполнительного производства, ускорить взыскание долгов и защитить интересы кредиторов.

Одновременно снизится нагрузка и на госорганы, и на бюджет, ведь оплачивать работу частников будут кредиторы, которым вернут деньги. Но, чтобы никто не думал, что частные судоисполнители будут полностью свободны в своих действиях, в кодексах уголовном и о правонарушениях пропишут ответственность за возможные правонарушения. Также обещают внедрить нормы, защищающие права должников и кредиторов в рамках исполнительного производства.

Александр НЕНАШЕВ.