БОРЯСЬ ЗА ЭКОЛОГИЮ, РЕШИЛИ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ТРОЛЛЕЙБУСОВ

Лидер фракции социал-демократов в Бишкекском городском кенеше Кадырбек Атамбаев заявил, что он готов обратиться в прокуратуру из-за демонтажа троллейбусной сети в столице.

Многие слышали, что в городской мэрии придумали избавить Бишкек от троллейбусов. Мол, зачем они нам нужны? Давайте передадим сто машин Ошу и ещё какое-то количеству Кара- Балте и Токмоку. Заодно отдадим в эти города и многокилометровую контактную сеть вместе с тяговыми подстанциями. Чиновники даже подготовили проект постановления БГК «О даче согласия на безвозмездное отчуждение пассажирских троллейбусов в государственную собственность Кыргызской Республики». При этом ссылаются, что основанием для передачи троллейбусов южной столице послужило письменное обращение её мэрии в адрес администрации президента.

Конечно, с трудом верится, что ни с того, ни с сего ошане вдруг заявили, что они хотят, чтобы им отдали троллейбусы Бишкека. Странное было бы желание. Но, видимо, это понадобилось, чтобы как-то обосновать задумку столичных руководителей. Обосновывая решение, чиновники написали: «Концентрация населения в крупных городах — общемировая тенденция. С большим потоком миграции сегодня сталкивается Ош. Таким образом, в связи с возрастающим пассажиропотоком необходимо решить проблему обеспечения населения пассажирскими перевозками».

В муниципалитете Бишкека, который внес проект в БГК, подчеркивают, что использование троллейбусов в столице обусловлено их экологичностью, вместимостью, наличием развитой соответствующей инфраструктуры и низкой стоимостью эксплуатации. С этим никто даже не спорит. Всё верно. Но, развивая мысль, в мэрии отметили, что ещё в ноябре 2022 года Бишкекское троллейбусное управление подписало контракт с китайской компанией Ankai Automobile Со., Ltd, в рамках которого во втором квартале 2025 года планируется поставка 120 аккумуляторных электробусов и сопутствующей зарядной инфраструктуры. Поэтому если отдать троллейбусы Ошу, то это не повлечет снижения качества пассажирских перевозок в столице. Троллейбусы просто заменят электробусами.

Для большей аргументации в мэрии отметили, что троллейбусы уже старенькие и были введены в эксплуатацию с 2001 по 2018 год. Срок службы некоторых машин превысил 15 лет, притом что средний срок их работы не должен превышать 20 лет. Такое впечатление, что в столице «рогатые» свой срок отработали, но в других городах ещё побегают.

Спрашивается, почему бы не отдать в Ош, Кара-Балту и Токмок электробусы? Пусть они там возят пассажиров. При этом не нужны будут лишние затраты не перемещение контактной сети. Но об этом даже речи нет.

Мэр Бишкека Айбек Джунушалиев на заседании Жогорку Кенеша рассказал депутатам, что сегодня общая протяженность троллейбусных линий составляет 210 километров. При этом 70 процентов из них выработали свой срок эксплуатации. На их замену требуется много денег. По утверждению градоначальника, один метр троллейбусной линии стоит восемь долларов. Поэтому если быстренько медные провода срезать, а потом отправить в скупку металла, то можно получить хорошие деньги. Нужно заметить, что расчетная масса километра контактного медного провода МФ-85 — 755 килограммов. Сколько можно заработать на проводах? В принципе, может каждый подсчитать.

Молодой Атамбаев возмущён, что, не получив согласия горкенеша, городские власти уже стали снимать провода. Он напомнил чиновникам, что подобные действия подпадают под статью уголовного кодекса о превышении власти. Можно сказать, что здесь проявляется некое самоуправство. Поэтому избранник хочет обратить внимание прокуратуры на творящееся беззаконие.

Атамбаев добавил, что уничтожение сети началось в тот момент, когда два лидера фракций в БГК открыто выступили за сохранение троллейбусов. Он считает, что это явно демонстрирует пренебрежение не только к мнению представителей народа, но и к самим принципам общественного обсуждения. Депутат также заметил, что поспешный снос инфраструктуры вызывают огромные подозрения в чьем-то лоббизме полного уничтожения троллейбусной сети. У нас же давно подмечено, что если что-то ломают, значит, в этом кто-то заинтересован.

Столичные активисты из «Инициативы по защите троллейбусов» считают, что передача техники принесет за собой невозвратные потери города — сумма ущерба нашей столице составит минимально 624 миллиона сомов. Сюда входит стоимость списания троллейбусов и имущества, обеспечивающего их функционирование, отмеченные в проекте предлагаемого к принятию постановления БГК.

ДОЛОЙ РЕКЛАМНЫЕ ЩИТЫ!

Недавно президент Садыр Жапаров ров на своей страничке в соцсети написал «Задание для мэрии города Бишкек». Он озадачил муниципалитет «до 31 августа полностью убрать старые рекламные щиты в городе и заменить их на лед-экраны, расположенные в удобных и соответствующих облику города местах». Далее президент написал: «Приведите город в порядок! Выйдите из прошлого! На улице 21-й век».

Отношение к рекламным установкам может быть у всех разное. Одни, проходя по улице, обращают внимание на вывешенный там баннер, другие в упор их не видят. Но, судя по тому, что они до сих пор пользуются спросом у рекламодателей, какая-то отдача от них есть. Стоит заметить, что наружная реклама — один их элементов бизнеса, хотя наши чиновники относятся к ней не более чем к украшательству. Поэтому они указывают предпринимателям, что и как те должны писать, какие иллюстрации использовать.

При этом сами рекламные установки — это имущество специализированных компаний, которые в их изготовление вложили деньги. Также следует учитывать, что предприниматели заключили с подразделением мэрии, распоряжающимся землёй, договоры на аренду небольших участочков, на которых установили конструкцию. Затем на основе договоров на размещение рекламы изготовили баннеры и развесили их. Пишу об этом не случайно, поскольку глава государства распорядился конструкции убрать. Наверное, чтобы избавиться от чего- то законно установленного на территории города необходимо соблюсти определённые юридические процедуры. Для начала хотя сообщить владельцам щитов, что с ними разрываются договоры. Если те будут сопротивляться, то обратиться в суд, дабы изобразить, что мы государство, в котором не только соблюдается законодательство, но и уважаются права предпринимателей. Власти же наши повсюду, завлекая инвесторов, трубят, что у нас бизнесменов безмерно любят и заботятся о них больше, чем о родных детях. И в отношении с ними никакого самоуправства никогда замечено не было.

Но прошло всего пару дней после поста главы государства и мэрия сообщила, что Управление по контролю за землепользованием совместно с МП «Тазалык» приступило к демонтажу рекламных щитов в Октябрьском районе Бишкека. При этом на сайте муниципалитета разместили фотографии, на которых видно, как всё ломают и крушат.

Понятно, что стоило президенту дать практически прямое указание, как чиновники словно с низкого старта рванули исполнять высокое требование. Хотя им на все разборки с владельцами щитов дали сроку более двух месяцев. Но ведь хочется быстро отрапортовать, что всё сломали. Да и кто такие эти хапуги-бизнесмены, зарабатывающие на щитах? В мэрии, судя по всему, их не уважают. Поэтому пусть помалкивают.

Теперь в городе на дорогах будут блистать лед-экраны. Если раньше говорили, что их установка опасна, поскольку яркое свечение и мелькание картинок отвлекают водителей, особенно в тёмное время суток, то теперь службы, ответственные за безопасность на дорогах, нам расскажут, что всё совсем наоборот — светящаяся реклама будет заставлять водителей снижать скорость, чтобы успеть насладиться красивым изображением.

Не удивлюсь, что лед-экраны — это коммерция других предпринимателей, сумевших, опираясь на высокую поддержку, избавиться от конкурентов. Бизнес-то у нас честный! Каждый ведёт его как может. Надо полагать, что уже всё оборудование наготове. И для получения разрешения на его установку в городе не будет никаких препятствий — сказали же столичным чиновникам, что нужно быстренько «выходить из прошлого». Так они уже и выходят.

Александр НИКСДОРФ. Фото мэрии Бишкека и www.