Общественность не так уж и редко пеняет нашим законодателям, что те занимаются плагиатом. Мол, заимствуют (не вздумайте сказать воруют) наши избранники чужие законопроекты, выдавая их за свои. Депутаты обижаются. Они ведь в стране не только самые достойные, раз уж им удалость попасть в Жогорку Кенеш, но и, естественно, самые грамотные. Некоторые даже в какой-то степени образованные. Поэтому они ни у кого ничего не списывают. Просто букв так мало, что как ими ни верти, а одинаковые слова иногда получаются. И от этого никуда не денешься.

Мало того, депутаты даже иногда предъявляют претензии кабинету министров, что это те сами не хотят думать и воруют их идеи. Так было не очень давно, когда известный отличник образования Тазабек Икрамов на заседании парламентского комитета возмущался, что кабмин полгода не давал заключение по его законопроекту, который находился на общественном обсуждении. «При этом у них не было ни идей, ни предложений. А потом воруют наши идеи и приносят нам же. Это просто позор! Либо сами разрабатывайте законопроект, либо не воруйте документы, которые инициирует депутат», — с обидой заявил Тазабек Икрамов. Правда, потом администрация президента ответила депутату, что его заявления «абсолютно не соответствуют действительности. Проекты закона, инициированный кабинетом министров КР и предлагаемый депутатами Жогорку Кенеша, не схожи между собой и имеют существенные различия». По сему выходит, что законотворцу показалось.

Недавно мы увидели законопроект, инициированный депутатом Маратом Мураталиевым. Он предложил коллегам узаконить строительство спортивных сооружений на поливных землях.

Ознакомившись с его биографией, узнали, что человек давным-давно окончил кооперативный техникум по специальности «заготовитель». Какое-то время поработал директором строительной компании. И до событий октября 2020 года даже был полномочным представителем правительства КР в Таласской области. Мы не знаем, о чём он писал в то время. Но, попав в депутатское кресло, стал творить законы.

По выданному на-гора документу чувствуется, что избранник переживает за строительную сферу и в силу своих полномочий хочет ей помочь. Поэтому он и предложил внести изменения в законы, связанные с трансформацией земельных участков и с мораторием на перевод орошаемых земель пашни в другие категории. По его мнению, действующий сейчас мораторий следует отменить. Наверное, по мнению Мураталиева, в стране слишком много пахотных территорий и от них потихоньку следует избавляться.

Что можно сказать о человеке, выступающем за уничтожение орошаемых земель? Наверное, только то, что он слишком далёк от сельского хозяйства. А может быть, так депутат показывает, что он жалеет фермеров и сочувствует им, видя, как те выматываются на полях, и готов сделать всё, чтобы люди поменьше работали на земле.

В справке-обосновании к законопроекту он пишет: «Данный законопроект будет направлен на создание условий для повышения качества проведения и реализации городских программ физкультурно-массовой направленности, осуществление социально-экономических, спортивно-оздоровительных проектов, ориентированных на массовое оздоровление детей, подростков и взрослого населения, занятий учащихся спортивных и общеобразовательных школ, путем возможности строительства физкультурно-оздоровительных комплексов». Надо полагать, что он хочет городские программы реализовывать в селе.

С чего я вдруг взялся рассуждать о депутатском плагиате? Только потому, что сам Мураталиев или его помощники практически полностью всё обоснование списали с документа, подготовленного ранее бывшим уже министром сельского хозяйства Аскарбеком Джаныбековым. Тот тоже предлагал забирать землю. Только не для возведения на ней спортивных объектов, а для сооружений водохозяйственных объектов — бассейнов суточного и декадного регулирования, ирригационных сетей и каналов, необходимых для увеличения площади орошаемых земель. Строительство вышеуказанных объектов, как отмечал министр, приведёт к увеличению особо ценных земель и сохранению продовольственной безопасности. Но у депутата же цели прямо противоположные! Как говорят, почувствуйте разницу.

Взяв текст министра, «автор» добавил только абзац про физкультурные сооружения, о чём экс-глава сельскохозяйственного ведомства даже и не помышлял. Остальное всё оставил. Даже опечатки не стал править — они идентичны. Мало того, не стал депутат убирать и вышеприведенный абзац про водные объекты. Поэтому читавшие законопроект (если таковые нашлись) вряд ли могли понять, почему вместо стадионов автор вдруг вспомнил про воду. Надо полагать, законодатель сам не уловил, что получилось. Так бывает, когда списываешь, не сильно при этом задумываясь о сути.

Понятно, что депутатам нужно штамповать законы — это отражается в статистике их деятельности, о чём они и докладывают избирателям. Кто больше законов придумал, тот и молодец! Вот они и лепят что попало.

Примечательно, что Мураталиев оставил слова министра, красиво писавшего, что законопроект должен гармонизировать интересы собственников земель, муниципальных образований и всего общества в целом на основе эффективного сочетания административных и рыночных способов регулирования. «Земля, как объект, служит определенной гарантией стабильности бизнеса и воспроизводства капитала с соответствующим доходом, что в условиях рынка является определяющим для каждого землевладельца и землепользователя». Интересно, как представляет себе стабильность фермерского бизнеса депутат, предлагающий изымать у сельчан землю? Осталась в законопроекте и фраза: «Предлагается освободить от выплаты суммы стоимости возмещения потерь, упущенной выгоды сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства». То есть, землю предлагается не просто отбирать, но и бесплатно, и без компенсаций. Просто экспроприация.

Не стал депутат вычеркивать и следующее: «Вышеуказанные мероприятия поспособствуют развитию сельского хозяйства Кыргызской Республики». Сможет ли парламентарий внятно объяснить, как при отъёме пахотных земель и строительстве на них стадионов можно развивать сельское хозяйство?

Очень хочется посоветовать законодателю хотя бы иногда вникать в то, что пишет, точнее — списывает. Только ведь не станет слушать. Они и сами, как говорят, с усами…

Александр НИКСДОРФ. Карикатура www.