Сразу несколько событий, произошедших в середине мая в столице, заставили чиновников заговорить о работающих в стране иностранцах.
Сколько китайцев трудится на рынках, уже и не уточняют. «Джунхай» стал просто их вотчиной, и они там чувствуют себя привольно. Были как- то попытки ограничить массовое китайское присутствие, но они в итоге сошли на нет. Да и с великим соседом властям ссориться совсем не хочется.
Однако недавно ГКИБ сообщил, что его сотрудники усердно борются с нелегальными тружениками. Они выявили 28 граждан Пакистана, работавших в швейных цехах Бишкека. Общественности сообщили, что иностранцы «шили брендовую одежду без документов». Хорошо, что уточнили, что под документами понимается просрочка визы. Это серьёзное нарушение. А то, что «лепили» контрафакт, так кто подобными подделками не занимается? Тем более, что реплики порой бывают качественнее оригинала. Выловленных нарушителей передали в службу по противодействию экстремизму и незаконной миграции МВД. Милиционерам порекомендовали привлечь заезжих швейников к административной ответственности.
Прошло несколько дней и неожиданно ночью в столице собралась вполне приличная толпа в тысячу молодых людей, которые, как было заявлено позже, решили в столь неурочный час донести до властей своё недовольство большим количеством работающих и обучающихся в вузах республики иностранцев. Просто стоять посреди дороги и орать джигитам показалось недостаточно. Они решили пойти бить и грабить студентов-медиков, приехавших из Пакистана.
Боевая операция молодчиков прошла успешно. Ребятки не только порезвились, нанося увечья будущим врачам, но и неплохо поживились. Их добычей стали мобильные телефоны, деньги, золотые украшения. Также толпа разгромила швейный цех в селе Аламедин, где работают и проживают граждане из Индии, Бангладеш и Пакистана. По ходу действа иностранцев избили, сломали их имущество и по уже отработанной схеме отобрали деньги и мобильники.
На фоне заявлений милиции и чекистов, что с организованной преступностью в стране покончено, столь, повторюсь, организованное выступление молодых бандитов, которых к местам их выступлений подвозили на бусах, заставляет задуматься. Поэтому не удивило, что после заявлений членов правительства, что иностранным студентам ничего не грозит, что они находятся под защитой государства, пакистанцы дружной толпой рванули в аэропорт, откуда их специальными рейсами в течение нескольких дней вывозили на родину подальше от пережитого кошмара. И сколько бы не кричали сейчас чиновники, что иностранные студенты — это заметное пополнение государственного бюджета, кажется, на новый учебный год в Пакистане не станут проводить кампанию по набору в вузы Кыргызстана. Заявлено, что лучше поискать университеты в более спокойной стране, где им ничего не будет угрожать.
На этом фоне прозвучало заявление главы ГКНБ Камчыбека Ташиева о хулиганах: «Основные их требования касались увеличения числа студентов и рабочих из Бангладеш, Пакистана, Индии, Египта и других стран. Я считаю, что требования собравшихся вчера ребят в какой-то степени правильные. Это связано с наплывом трудовых мигрантов. Мы видим все эти проблемы».
В чём требования правильны? Иностранные рабочие заняли места, на которые претендовали недовольные? Только готовы ли грабители сесть за швейные машинки, как пакистанцы или приехавшие бангладешцы? Вряд ли, не мужское это дело. Вот сломать — это запросто. Или они все готовы были учиться в университетах, а импортные студенты их оттеснили? Нет же. Так, может быть, проблема в чём-то другом? И нынешние показательно-устрашающие нападения на студенческие общежития и цеха только репетиция чего-то более масштабного?
Пока же впору вспомнить, как в июле прошлого года президент Садыр Жапаров рассказывал о строительстве нового здания Дома правительства: «На объекте работали около 500 кыргызских рабочих. Работали по пять часов в день вместо положенных восьми часов. В субботу, несмотря на рабочий день, не приходили, могли пропасть и в понедельник. Из пяти часов работы час у них уходил на обед, еще час на телефон и столько же на перекур. Работу, которую завершают иностранцы за день, им не удается закончить и за неделю. От безысходности нам пришлось нанять рабочих из Дубая, которые приехали в Бишкек. Говорят, рабочих мест нет. Но на те, что есть, не идут. Если и идут, потом уходят. Говорят, работа сложная».
Неужели об этих словах главы государства уже забыли? Тех строителей, которые по задумке президента должны ещё были строить и город Асман, скорее всего, уже отправили домой. Не успев спешно доделать дворец к сентябрю, для чего и завозили иностранцев, решили, что теперь с работой справятся и наши неторопливые ребята. Объект, кстати, до сих пор не сдан.
Зато, как сообщил Ташиев, они ежедневно находят 20-30- 50 нелегальных мигрантов и прилагают все усилия для их депортации. Из страны уже высланы полторы тысячи человек из Пакистана, тысяча из Бангладеш. Но при этом, по его словам, в нарушение закона в стране находятся примерно 5 000 человек: 1 360 пакистанцев, 1 300 из Бангладеш, остальные из других стран. Глава ГКНБ добавил: «Власти усилят работу по депортации нелегальных мигрантов. Такая работа проводилась и раньше, но теперь более усиленно». Коли ребята попросили, то для их успокоения чекистам надо постараться.
Подала голос и министр труда и социального обеспечения Гулнара Баатырова. Она попросила кыргызстанцев не устраивать погромы и подумать о мигрантах из Кыргызстана, находящихся на заработках в других странах.
Также министр рассказала, что выдачей квот иностранцам, приезжающим на работу в республику, занимается их ведомство. Сейчас есть 6 538 вакантных рабочих мест. В прошлом году они предложили потенциальным работодателям рассказать, какие вакансии имеются и какие специальности нужны. В швейных цехах и на строительстве по- прежнему ощущается дефицит. К сожалению, как отметила Баатырова, наши граждане не очень хотят идти на черную работу. К тому же они не отличаются постоянством в работе. Зачастую не приходят на работу вовремя, запросто могут пропускать по два-три дня. Часто отпрашиваются на той и дни рождения. А для владельцев бизнеса важно, чтобы сотрудники ответственно подходили к работе и не халтурили. Многие предприниматели разоряются из-за тех, кто нарушает условия трудового соглашения, и уезжает без предупреждения, только получив деньги. Поэтому министерство вынуждено давать квоты иностранцам на черные работы. При этом многих работодателей устраивают приезжие. Они пунктуальны и готовы трудиться сверхурочно.
По информации Минтруда, разрешение на работу получили 5 322 иностранца из Турции, Узбекистана, Пакистана, Индии, Бангладеш, Китая и других стран. При этом с апреля этого года гражданам Бангладеш, Пакистана и Индии распределение квот приостановлено. В вузах страны высшее образование получают 950 студентов из Бангладеш, 18 077 из Пакистана и 23 593 из Индии. Теперь, наверное, эти цифры изменятся.
Александр НИКСДОРФ.