15 марта нынешнего года в нашей газете вышла статья «Штрафами хотят угробить скорую помощь». Прошло чуть больше месяца и законодатели, входящие в депутатскую группу «Элдик», вспомнили о проблеме со штрафами, которыми душат «медиков на колёсах», и провели по этому поводу выездное заседание.

Они отправились на автобазу Скорой помощи при Министерстве здравоохранения республики, чтобы на месте посмотреть на состояние автопарка и услышать, что говорят о сложившейся ситуации водители. Сюда также были приглашены сотрудники ГУОБДЦ, руководители негосударственных служб скорой помощи.

Парламентариям рассказали о реализации второго этапа проекта «Безопасный город». Именно от камер проекта и страдают «нарушители». Поэтому особое внимание обратили на применении автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения для специальных автотранспортных средств — скорой помощи, противопожарной службы и других авто, спешащих на вызовы граждан. Хотя, ничего особенного в подобной фиксации нет. В центре мониторинга ГУОБДД, судя по всему, сидят роботы, не оснащённые никаким, даже искусственным, интеллектом. Они упорно не желают отличать спецмашины от обычных нарушителей.

Мы уже писали, что работники центра, видя, что скорость превысила скорая помощь, не задумываясь оформляют этим машинам штрафы. Иначе как глупостью подобное назвать трудно. Но что-то изменить чиновники не желают. Они твердят, что у нас все участники движения равны! Или, скажем точнее, почти равны. Сомнительно, чтобы штрафы выписывались машинам, принадлежащим самой милиции. Хотя все видят, как служивые включают сирены и мигалки и гоняют по улицам Бишкека. Возможно, они действительно торопятся на происшествия. А, может быть, как говорят шутники, ребята просто спешат на обед и не желают стоять в пробках?

Узнав про регистрацию нарушений, которые не могут скрыться от зоркого глаза видеокамер, законодатели заодно выслушали и медицинских работников. Директор автобазы Женишбек Каратаев посетовал, что в 2023 году в рамках проекта «Безопасный город» машинам скорой помощи были выписаны штрафы в размере 2,7 миллиона сомов. Возможно, работающая на бюджетные средства служба и была бы готова заплатить за свою торопливость, однако, как заметил руководитель, специальной статьи расходов, по которой эти штрафы можно было бы оплачивать, у них не предусмотрено. Всего же за 2023 год им было выписано 1 655 протоколов по нарушениям ПДД. Странно, что так мало! Ведь ежедневно поступают десятки вызовов. Наверное, не на всех улицах, по которым передвигались машины скорой помощи, установлены камеры. Однако, как было замечено, бдительно несущие службу дорожные милиционеры тормозят на улицах машины городской службы скорой помощи, за которыми числятся неоплаченные штрафы, и отправляют их на штрафную стоянку. Удивляет, что ещё не весь автопарк скорых переместился туда. Но это, наверное, только вопрос времени.

Заместитель руководителя депутатской группы Мирлан Самыйкожо, уточнив количество нарушений, поинтересовался зарплатами водителей и врачей. Водитель Эсен Мырзабеков рассказал, что их оклад всего 9 тысяч сомов. При этом бывали случаи, когда руководство службы заставляло оплачивать штрафы самих водителей — они же быстро ездят, да ещё и на «встречку» выскакивают. Он сказал: «В последнее время между врачами и водителями скорой помощи часто происходят конфликты, поскольку водители не слушаются врачей, требующих ехать. Ведь штрафы падают на них, а руководство только разводит руками». По его мнению, эту проблему можно закрыть, только освободив по закону скорую помощь от штрафов». Водитель Бекмырза Джээналиев рассказал депутатам, что ему сейчас начислено более 40 тысяч сомов штрафов.

Справедливости ради надо сказать, что иногда штрафы всё же отменяют. Но для этого сотрудники скорой, получив извещение о нарушении, должны собрать документы, подтверждающие, что их машина действительно ехала на вызов, и направить их на рассмотрение специальной комиссии. На это даётся десять дней. И всё бы ничего, но подобных извещений службы скорой получают десятками и им нужно содержать специального человека, который только бы и занимался, что опротестовывал штрафы. Но у госслужбы в штате такого сотрудника нет. А на частные скорые подобный работник ляжет финансовым бременем, которое придётся перекладывать на пациентов, обращающихся за помощью. Примечательно, что извещения иногда приходят даже через год-два после зафиксированного «нарушения» и нужно поднимать архивы, чтобы найти карточки вызовов. Не случайно депутат Арсланбек Малиев раскритиковал действия компании «Аманат Транс ЛТД», которая доставляет уведомления о нарушениях ПДД гражданам Кыргызстана. Парламентарии даже побывали в её офисе. Здесь, как им рассказали, находятся около 300 тысяч уведомлений. Из них около 18 тысяч не доставлены. Неудивительно, что скорым эти извещения приносят огромными пачками — кто же в нормальном уме станет ежедневно развозить эти «письма счастья» по одному и тому же адресу?

Депутат Аманкан Кенжебаев задался риторическим вопросом, должна ли «Аманат Транс ЛТД», не доставляющая своевременно извещения, нести какую-то ответственность, ведь в офисе компании нашли уведомления за 2023 год. На это первый замглавы МВД Адылбек Бийбосунов заявил, что ведомство инициирует проверку. Депутат заметил: «Я считаю, что это аффилированная компания. Кто-то там сидит. Неправильное решение приняли, когда отдали эту услугу частной компании. Можно было бы предусмотреть проценты для «Кыргызпочтасы» и отдать им эту функцию. Госпредприятие хорошо справилось бы с этой задачей. Почему не объяснили руководству страны, что «Кыргызпочтасы» потянет эту сферу?» Нужно отметить, что ранее именно почтальоны разносили извещения со штрафами. Но потом кто-то решил, что частная компания с этим делом справится лучше. Вот результат.

Вспомнили депутаты и о том, что заметная часть штрафов поступает в распоряжение силовых структур — в милицию, ГКНБ, Генпрокуратуру. Недавно ставший депутатом Кубанычбек Самаков, представляющий Ленинский округ столицы, поинтересовался, какую помощь оказывает Генеральная прокуратура по цифровизации госуслуг? На это замминистра цифрового развития Замирбек Кожомуратов сказал, что не в курсе какой вклад вносит сей надзорный орган. Самаков удивился: «Если не знаете, почему мы им выделяем такие большие средства в рамках «Безопасного города»? Порядка 60 процентов поступающих средств со штрафов «Безопасного города» направляется силовому блоку, а социальная сфера испытывает трудности. Давайте все вместе пересмотрим расщепление этих средств. Можно же эти деньги предоставлять Минздраву. Центрам скорой помощи нужны машины, да и медикам необходимо повысить зарплату. ГАИ получила порядка миллиарда сомов, ГКНБ тоже средства распределяются». Он предложил Минздраву инициировать просьбу, чтобы кабмин предусмотрел им средства с оплаченных штрафов «Безопасного города».

Замминистра здравоохранения Медербек Исмаилов рассказал, что в один год Минздрав получил в рамках проекта 165 миллионов сомов. В 2021-2022 годах на эти средства приобрели 70 машин для скорой помощи. Но в 2022 году Минздрав исключили из списка получателей средств от «Безопасного города». В результате, их оставили только плательщиками штрафов. Поскольку милиция кровно заинтересована в большем объёме штрафов, то не удивительно, что они с удовольствием пытаются их сдирать с медиков.

Медики во время встречи с депутатами попросили всё-таки решить вопрос со штрафами за нарушения ПДД. Ведь слушавший всех представитель МВД заявил, что они не отменят уже начисленные штрафы, поскольку закон обратной силы не имеет. Он прямо сказал, что всё ранее начисленное нужно оплатить и впредь своевременно опротестовывать новые штрафы, которые и дальше будут идти потоками.

Просто сказка про белого бычка. Теперь руководители служб скорой помощи, не надеясь, что законодатели смогут решить вопрос, хотят обратиться к президенту. Если вопрос не будет решен, как сказали водители этих машин, они будут передвигаться медленно, соблюдая все правила. И пусть пациенты ждут.

Александр НИКСДОРФ.