В первой части своего повествования мы рассказали о нескольких удивительных случаях побегов в прошлой криминальной летописи нашей страны.

Но фиксировались они и в более близкий нам период истории.

О них и пойдет речь…

КРОВАВАЯ НОЧЬ, КОГДА НА ВОЛЮ ВЫРВАЛИСЬ ТЕРРОРИСТЫ

Одним из самых беспрецедентных считается побег, совершенный в 2015 году из СИЗО-50 в чуйском селе Нижний Нооруз. Бежали сразу 9 активистов террористического сообщества. Половина из них — фанатики из т.н. «Джамаата» Кыргызстана «Жайшуль Махди», которые за короткий срок (с сентября 2010 года по январь 2011 года) совершили целый ряд преступлений. Среди них — нападение на столичную синагогу и попытка поджога этого храма; разбой в отношении граждан США, супругов Нортон, совершенный в Сокулукском районе, и угон их джипа, который позже обнаружили заминированным около здания ГУВД с целью последующего подрыва; организация взрыва в коллекторном сооружении около Дворца спорта им. Кожомкула; расстрел трех милиционеров в 8-м мкр-не Бишкека; гибель бойца «Альфа» ГКНБ при спецоперации возле чуйского айыла Арашан; жестокое убийство очевидца А.Алферова, и многое другое.

За эти деяния их и поместили в тюремный изолятор, причем семеро были уже осуждены к пожизненному лишению свободы, по сути они являлись смертниками. И вот в ночь на 12 октября им удалось оттуда вырваться! Они обманом заманили в камеру одного из контролеров, где и удавили, завладев ключами от камер. Выскочив в коридор, открыли несколько, и таким образом их стало уже 9. После убили еще двух сотрудников.

Расправившись с охраной СИЗО, преступники проникли в здание администрации, где напали с молотком на четвертого офицера, который, получив страшные раны головы, позже скончается в больнице.

Заключенные выломали решетку в окне бухгалтерии и, несмотря на огонь со сторожевой вышки, добрались до стоянки, где угнали машину одного из работников СИЗО.

Затем была стремительная погоня со стрельбой по ночному Бишкеку. В итоге пятерых из сбежавших все-таки задержали. На поиски остальных четверых бросили силы всех правоохранительных органов столицы и Чуйской области, на рубежах с Казахстаном усилили погранконтроль. ГКНБ пообещал вознаграждение в 300 тысяч сомов за сведения об их местонахождении, а МВД — 1 миллион.

Началась масштабная проческа пригородов, жилмассивов, дачных поселков, рынков…

В ходе поисков, длившихся несколько дней, и спецоперации, три беглеца, оказавших сопротивление, были ликвидированы в разных местах, где прятались. Живым удалось взять лишь одного — Эдиля Абдрахманова, в селе Ала-Too, ранив его в ногу.

К сожалению, в ходе штурма квартиры в микрорайоне «Достук», когда пытались захватить одного из преступников, погиб спецназовец СОБРа и двое гражданских…

Но это были не последние смерти. Трое из ранее пойманных беглецов вскоре после ареста, уже находясь в камерах, вдруг умирают один за другим буквально в течение пары дней! Согласно официальной версии — от сердечной, недостаточности. А в ноябре в медсанчасти СИЗО-1 покончил жизнь самоубийством экс-начальник СИЗО-50…

В общей сложности в результате всей этой истории за считанные дни погибли 14 человек!

Трое оставшихся в живых беглецов – Э.Абдрахманов, М.Уринов и Б. Курбанахунов — в 2016 году были обвинены по ряду тяжких статей УК КР и приговорены к пожизненному лишению свободы с конфискацией имущества. На данный момент они живы и отбывают срок в условиях, которые применяются к лицам, склонным к побегам…

За прошедшие годы в СИЗО-50, конечно, навели порядок. Здесь, в единственном режимном корпусе, в камерах отбывают наказание злостные нарушители режима, переведенные из других исправительных колоний в порядке, предусмотренном законодательством КР. То есть, если человек не признает требований администрации, конфликтует с сотрудниками или другими осужденными, в

общем, не желает мирно мотать срок, то по приговору суда его могут направить именно в это тюремное учреждение. Состав узников с учетом отбытия наказания постоянно меняется. Всего их там порядка 20 человек сейчас…

ИЩИ-ВЕТРА В ПОЛЕ

Побег отмечен и в биографии небезызвестного Камчы Кольбаева, ликвидированного 6 октября 2023 года в ходе спецоперации ГКНБ в Бишкеке. В свое время его обвинили в организации покушения на криминального вожака Рысбека Акматбаева (двое тогда были убиты, сам Рысбек выжил), и суд вынес решение, что Коль- баев должен отсидеть 25 лет. Однако весь срок он не отбыл: его перевели из учреждения №8 в селе Петровка Московского района в колонию-поселение, которую он без проблем покинул в 2006 году, чтобы уже через пару лет получить с санкции российских патриархов криминального мира статус «вора в законе», а со стороны США — титул активного члена т.н. транснациональной группировки «Братский круг».

Но кроме закоренелых представителей «черного мира» на свободу стремятся, конечно, и высокопоставленные «вельможи».

Много шума в марте 2012 года, например, вызвал факт того, как спокойно улизнул из-под стражи брат экспрезидента Курманбека Бакиева — Ахмат 1960 года рождения. Ему дали 7,5 лет лишения свободы за организацию массовых беспорядков и создание незаконного вооруженного формирования на юге Кыргызстана в 2010 году. А также за разжигание межнациональной вражды, вымогательство, приобретение и хранение огнестрельного оружия, и т.д. Причем в описываемом случае не было подкопов, атак на контролеров, насилия и прочего. Ахмата Салиевича тихо поместили в колонию-поселение №35 (ранее располагалось прямо в Бишкеке по ул. Орозбекова, 281а), где режим отбытия наказания облегченный, надо только периодически приходить и отмечаться перед администрацией КП. Так вот А.Бакиев заболел воспалением легких, лечился в частном медцентре в Бишкеке, а как почувствовал себя лучше, решил просто… не возвращаться в зону. По данному инциденту прошло потом много разбирательств, включая внутри стен Жогорку Кенеша. Сородича бывшего главы КР объявили в международный розыск, даже заочно приговорили в июне 2013 года к 5 годам по статье «Побег из мест лишения свободы» УК КР. Но, увы, все безрезультатно…

С РИСКОМ ДЛЯ ЖИЗНИ

Поиск беглецов — это всегда целый комплекс розыскных мероприятий. И нередко они сопряжены с огромным риском.

К примеру, Александра Саяпина, осужденного в июне 2014 года за незаконное хранение оружия, поместили в колонию-поселение на четыре года. Однако в октябре он сбежал оттуда. Примерно через месяц Саяпина заметили в столице двое оперативных работников. Началось преследование. Отстреливаясь, беглец ранил из пистолета в грудь и в голову 28-летнего капитана милиции Б.Сыдыгалиева, который скончался на месте. 12 марта 2015 года Саяпина, по совокупности совершенного, суд приговорил к пожизненному лишению свободы…

Сообщения о побегах зачастую способны вызвать и массовую панику.

Поздняя осень 2017 года. Жители Сокулукского района Чуйской области были крайне напуганы, когда стало известно, что из камер ИВС местного РОВД на рассвете 27 ноября вырвались сразу 4 подследственных. И не карманников каких-то, мелких жуликов или уличных гопников. Они проходили обвиняемыми в серии грабежей, разбоев и даже по убийству!

В регионе объявили план «Сирена». Розыскники пенитенциарной службы и МВД работали в усиленном режиме, благодаря чему в течение суток удалось задержать троих.

Четвертого, Кайрата Джанботоева, взяли 1 декабря в селе Спартак Московского района. Но как им удалось бежать? В рамках расследования прокуратурой было возбуждено уголовное дело в отношении сотрудников районной милиции по статьям 304 «Злоупотребление должностным положением» и 316 «Халатность» УК КР.

Дастан АСМАН.