Валерий Бурков прошел все круги ада афганской войны, но выжил, сохранил честное имя и чистоту души. О его воинской доблести говорит самая высокая награда — Золотая звезда Героя Советского Союза. В настоящее время Валерий Бурков (инок Киприан) живет В России и занимается активной общественной деятельностью под эгидой Русской Православной церкви.

Валерий Бурков

Мы много общались с Валерием Анатольевичем Бурковым, ныне отцом Киприаном, когда он приезжал в Кара-Балту. И не переставали удивляться его рассказам о своей жизни и судьбе. Это было удивительно: отец и сын, оба — офицеры-штурманы, по нравственному долгу пошли в афганское пекло. Что же двигало ими? С чем они столкнулись? Эти и многие другие вопросы мы задавали Валерию Буркову. В результате — несколько часов диктофонных записей его рассказов.

Валерий Бурков родился 26 апреля 1957 года в городе Шадринск Курганской области в семье военнослужащего. С детства отец привил сыну любовь к небу, своим примером побудил его пойти в училище штурманов. Служил на Дальнем Востоке и на Урале.

ВСПОМНИМ, ТОВАРИЩ, МЫ АФГАНИСТАН…

А потом был Афганистан. Первым туда направили отца – Анатолия Ивановича Буркова. Перед расставанием они проговорили всю ночь. Два офицера. Два летчика. Отец и сын. Анатолий Иванович Бурков и Валерий Анатольевич Бурков.

Погиб полковник Анатолий Бурков в начале октября 1982 года.

Шла армейская операция в «зеленке» между Кабулом и Баграмом. В один день были сбиты сначала «восьмерка», а потом и «двадцать четверка». Надо было срочно спасать экипажи. Положено так: кто первый заметил сбитый вертолет, кто ближе всех к нему, тот и должен спасать. Отец — Анатолий Иванович Бурков, оказался ближе всех. МИ-8, в котором он находился, начал снижаться, но его подбили из ДШК (крупнокалиберный зенитный пулемет). Экипаж остался в живых, погиб только Анатолий Бурков.

Валерий просил направить его в Афганистан. Но ему не повезло — в командировке он заболел туберкулезом легкого. Восемь месяцев лечился в госпитале плюс санаторий. И только после этого врачи дали ему добро на Афганистан, куда Валерий был направлен в 1984 году. Уговорил кадровиков. И теперь должен был продолжать дело отца. Пройдя его путем, испытав себя. Валерий Бурков, тогда старший лейтенант Бурков, попросился в авианаводчики. Сказать, что это было опасно — не сказать ничего. И учиться этому «ремеслу» советским офицерам приходилось буквально на ходу. Специально авианаводчиков нигде не готовили, их набирали из летчиков, и даже самая необходимая экипировка для уходящих на задание собиралась буквально «с миру по нитке»…

Кто такие авианаводчики? Авианаведение — это не просто указание координат. Это выведение летчика на цель во время боевого задания. Для этого нужно знать, где находится противник и откуда он может открыть огонь, поэтому надо вывести боевые машины на безопасный путь. Авианаводчики работали без отдыха.

Место пребывания группы боевого управления, куда входил Валерий Бурков, — Кандагар. Но там он бывал редко — мотался по всему Афганистану, участвовал в операциях и рейдах вместе с батальонами и полками.

ТОТ ПАМЯТНЫЙ И СТРАШНЫЙ ДЕНЬ

Высота 3300 мэтров в горах Панджера. Советские бойцы очень удачно ее взяли. И когда вскочили на нее с разведротой, сразу стали выстраивать оборону, чтобы «духи» не совершили контратаку.

—   И тут я увидел грот, позицию крупнокалиберного пулемета, где валялись ленты пулеметные, какие-то бумаги, гранаты. Я залез туда, взял эти бумаги. Вылезаю. И только положил их на землю, шаг сделал в сторону — услышал взрыв. В первое мгновение было ощущение, что подорвался кто-то другой. А потом в глазах темно стало, и мозг пронзила мысль: подрыв на мине, ногам хана! И ощущение падения.

Мне оказали первую помощь. Потом я доложил командованию, что ранен. Обычно вызывал вертолеты забрать раненых, убитых или больных, а тут вроде для самого себя, и как-то неловко я себя чувствовал, как будто подвел других, выйдя из строя.

Высота 3300 метров — забрать меня оттуда практически было невозможно. Вертолету сесть негде — верхушка горы очень острая. Но, как ни странно, вертолетчики ухитрились меня забрать, низкий им за это поклон. Второй спаситель — боец, который мне оказал первую помощь. Не было жгута, чтобы перетянуть ноги. Одну ногу оторвало полностью, а вторая была сильно раздроблена. Солдатик с моей радиостанции порвал проводную антенну на три части: «Товарищ капитан, потерпите!» И со слезами на глазах наложил жгуты, — вспоминал Валерий.

СМОГУ КАК МАРЕСЬЕВ!

—   Когда я очнулся, глаза открываю, смотрю — на мне простынка белая, правая рука в гипсе. Я простынку скидываю, вижу остатки ног в гипсе. И вдруг передо мной возник образ Алексея Маресьева, летчика Великой Отечественной войны, который летал без ног. И у меня в голове проносится мысль: чем я хуже Маресьева? Я тоже летчик, и я тоже советский человек! И у меня никаких сомнений не было, как я буду жить дальше, — вспоминал В. Бурков.

А потом началась долгая и тяжелая работа над собой. Нужно было научиться ходить на протезах так, чтобы окружающие даже не догадались, что у офицера нет ног. Он очень хотел вернуться на службу. Поэтому надо было восстановиться полностью. И он смог. Путем усиленных тренировок.

Валерий Бурков попросил командование помочь остаться в армии. И остался. 13 лет после ранения служил еще, летал и прыгал с парашютом. Министр обороны СССР принял это решение в порядке исключения. Потом его рекомендовали в Академию имени Гагарина, которую он успешно окончил.

Указом Президента СССР № VI1-2719 от 17 октября 1991 года «за героизм и мужество, проявленные при выполнении заданий по оказанию интернациональной помощи народу Республики Афганистан, за гражданскую доблесть и самоотверженные действия при защите конституционного строя СССР» полковнику Буркову Валерию Анатольевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№460764) и медали «Золотая Звезда» (№11663).

КАК ВАЛЕРИЙ БУРКОВ СТАЛ ИНОКОМ КИПРИАНОМ

Несмотря на тяжелейшее ранение и инвалидность, после выхода в отставку Валерий Бурков занимался активной общественной деятельностью. Пройдя через все препятствия, Бурков создал координационный комитет по делам инвалидов при президенте РФ. Разработанные Бурковым документы позднее вошли в Закон «О социальной защите инвалидов». Именно по его инициативе после выступления с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН с 1992 года во всем мире 3 декабря стали отмечать Международный день инвалидов. Он был и советником президента РФ по вопросам социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья, и депутатом областной Думы.

Знатокам и любителям бардовской песни Валерий Бурков известен как автор и исполнитель песен.

Неожиданно для всех в 2016 году Валерий Бурков принял монашеский постриг в Свято-Казанском мужском Архиерейском подворье Кара-Балты и получил духовное имя Киприан. Что послужило причиной того, что успешный социальный и политический деятель на пике своей политической карьеры оставил всё и стал монахом?

Сам он объяснял это так.

— Я занимался социальными проблемами и зашел в тупик, поняв, что все мои попытки что-то изменить, пытаться решать проблемы людей, инвалидов, не дают результата. И жизненный оптимизм мной был утерян настолько, что несколько лет даже не отвечал на телефонные звонки. Тем более мне не хотелось идти в политику. Я понял, что если социальная деятельность не делает человека духовнее, не имеет конечной целью привести его к Богу, то не имеет смысла этим заниматься, — говорил Валерий Бурков.

Находясь в России, он помогал мигрантам, людям из Кыргызстана решать проблемы, обрести себя. А также познавал духовное знание, проходил путь становления в христианстве. И пришел к монашеству. Благословение на постриг в монахи ему было дано старцем Илием — духовным отцом Святейшего Патриарха Кирилла.

И в Карабалтинский монастырь отца Киприана также привел случай помощи кыргызстанцам. И уже здесь, получив благословение Епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила, он был пострижен в монахи. За это он очень благодарен Кыргызстану.

Сегодня отец Киприан живет в России, ведет активную общественную жизнь, но является иноком Архиерейского подворья города Кара-Балта.

Максим и Алина КЛИМЕНКО. Фото WWW.