Все, наверное, обратили внимание, что в последнее время нас постоянно призывают быть бдительными, потому что мошенники действуют всё изощреннее. Граждане, старающиеся обмануть доверчивых людей, буквально фонтанируют идеями. На смену одним придумкам приходят новые.
В прошлое уходят истории с телефонными звонками, когда звонившие плохие люди, как нас потом уверяли, находившиеся в это время в местах не столь отдалённых, весьма правдоподобно рассказывали, что «ваш сын, брат, сват и прочее» совершил аварию и ему грозит большой тюремный срок. Чтобы замять дело, нужно срочно привезти деньги сотруднику милиции, который не станет оформлять документы. И люди везли, уверенные, что милиция всё «разводит» за деньги. Все как бы понимали, что это неправильно, но им давно внушили, что иначе наши правоохранительные органы не работают. Сейчас с появлением у всех мобильных телефонов граждане сразу перезванивают и узнают, что ничего не произошло. Но сколько людей на эту удочку попались!
Потом началась эпопея с банками.
Людям звонят и представляются службой безопасности финансового учреждения, которая проявила бдительность и увидела, как кто-то пытается подобрать пароль к их карте с деньгами. Поэтому человеку необходимо срочно поменять пин-код. При этом его нужно сообщить звонившим. Позже, в процессе совершенствования махинаций, уже ничего сообщать не требовалось. Просто следовало перезвонить на номер, который вам сообщат, и подтвердить, что необходимую манипуляцию вы проделали. А дальше владелец карты неожиданно узнавал, что он взял в банке большой кредит и даже удостоверил это своим звонком. При этом цифровизация достигла столь высокого уровня, что даже никуда не нужно было приходить, всё оформлялось в интернете. И вот уже наступает время по нему рассчитываться.
Скажу, что в последнее время и мне вдруг стали приходить неожиданные сообщения из банков. Когда первый раз получал эти послания, то пытался на них вообще не обращать внимания. Мало ли кто по ошибке что-то написал и перепутал номер телефона.
Как-то получил уведомление из банка, не буду уточнять какого, но он на слуху. Мне сообщали, что карта готова и она ждёт меня в их офисе. Было приятно за проявление такого внимания, но в этом банке я карту не заказывал. Поэтому махнул на сообщение и быстро о нём забыл. Я-то забыл, а банк нет. Через два месяца он вновь напомнил о себе — пришло новое сообщение, из которого я узнал, что мой счёт уменьшился более чем на десять тысяч сомов, причём сумма была прописана с точностью до тыйына. Если бы у меня там действительно были какие-то средства, я, возможно, и расстроился бы. Но денег в том банке не держал и прописанный расход не сильно меня расстроил.
«Наверное, на этом всё и завершится», — подумал я. Как же! Ещё через полтора месяца узнал об очередном уменьшении счёта. На этот раз изъятие денег составило несколько более пяти тысяч. Искренне порадовался за владельца неведомой мне карты, с которым я почти уже сроднился — деньги у него водились, и было что изымать.
Постарался было вообще не обращать внимания на чужое денежное движение, но, оказавшись в ЦУМе, вдруг увидел филиал этого банка. Просто пройти мимо не мог. Банковская работница, которой я поведал про эпопею с картой, сначала удивилась, а потом сказала, что сейчас всё быстро проверит. Записав номер моего телефона, на который я получал их «приветы», она попыталась что-то найти в компьютере. Но у неё ничего не получалось. Покраснев, стала извиняться за неожиданно возникшие проблемы с доступом к базе, приговаривая, что со связью творится нечто непонятное. Всегда было хорошо, а именно сегодня — отвратительно. В другое время всё быстро бы прояснили, но мне просто не повезло обратиться к ним в такой ужасный момент сбоя. Выслушивая её причитания, вспомнил, что наше государственное руководство потребовало от всех структур напрочь забыть о бумажных документах и всё перевести в компьютеры. Всё-таки на дворе двадцать первый век. И человек, выступающий по бумажке — отсталая личность. Об этом, кстати, недавно и депутаты в парламенте говорили. Что могут быть проблемы с интернетом или с системными администраторами, которые обслуживают всё и вся, большие чиновники, наверное, не ведают. У них, видимо, с этими процедурами всё хорошо.
Поняв, что быстро разобраться в ситуации не получится, я пошел дальше. Через пару часов мне перезвонила та же сотрудница и рассказала, что на самом деле карта, о которой мне усердно сообщали, принадлежит женщине и послания мне отправляли случайно. На этом всё завершилось. Только подумалось, почему при миллионах абонентов сотовой связи в республике в банке выбрали именно меня? Лучше бы мне так в лотерее везло.
Прошло несколько месяцев. Я уж думал, что финансисты мной больше не интересуются, как из «Бакая» мне на телефон пришло уведомление, написанное по-русски, но почему-то латинскими буквами: «Уважаемый клиент! Напоминаем Вам о предстоящем погашении по кредитному договору». Это несколько озадачило. Ведь никакого кредита я не брал. Ладно, подумал, может быть, опять кто-то из банковских работников всем подряд гражданам рассылает подобные уведомления в надежде достучаться до нужного адресата. И выбросил непонятный кредит из головы. Прошло четыре месяца, и вновь получаю послание, правда, теперь написанное на кириллице: «Ув. клиент! Взнос по рев. кредиту до 01.02.2024 — 2000.00 KGS».
Вот тут я сразу вспомнил истории о кредитах, которые злоумышленники берут по документам добропорядочных граждан. Ведь во многих местах, где нам приходится бывать, требуют предъявлять паспорт. Причём зачастую делают копии документа. И где гарантия, что засвеченным удостоверением моей скромной личности кто-то не воспользовался для получения кредита? Попробуй потом докажи банку, что это не ты брал у них деньги, а кто-то совсем другой. Прекрасно помню громкую историю, как в одном из банков республики по ксерокопии паспорта некий гражданин получил наличными 80 миллионов долларов! Потом найти его не смогли. Или не сильно старались.
Почему-то захотелось понять, что такое «рев. кредит». Мало ли, что это означает? Полез в интернет, который всё знает, и прочитал: «Рефинансирование — это процесс замены одного или нескольких существующих кредитов на новый. Цель рефинансирования — снизить общую стоимость кредита, уменьшить ежемесячный платеж или сократить срок кредитования». Мысленно поблагодарил банкиров, снизивших кредит, чтобы не довести меня до возможного полного краха. Но в банк всё-таки решил позвонить. Прямо с утра в послепраздничный день. Пока в финансовом учреждении ещё не сильно утомились.
Взявшая трубку девушка всё внимательно выслушала, записала мой номер телефона, по которому мне слали сообщения, и пообещала передать информацию специалистам, пообещав, что те обязательно во всём разберутся. Когда рабочий день подходил к концу и мне казалось, что про мой звонок забыли, неожиданно заверещал телефон. Поинтересовавшись, действительно ли это я звонил в банк, мне сообщили, что мой номер телефона ошибочно прикрепили к чужому кредиту. И не более того. Поэтому я банку ничего не должен. Даже извинились за доставленные неудобства.
Вся тревога, вызванная банковскими шуточками с чужим кредитом, сразу улеглась. Настроение улучшилось. Но неужели только мне приходили подобные сообщения? Наверняка кому-то ещё попортили нервы.
Вот тут стало интересно, только в банках работают специалисты, которым свойственно ошибаться? Или это тенденция, присущая нынче всем поголовно? Судя по всему, никто не старается аккуратно выполнять свои обязанности. Как когда-то говорили, настала эра пофигизма, когда все работают по принципу «Делай что хочешь, и будь что будет».
Александр НИКСДОРФ.