Уже 30 лет житель г. Кара-Балта, историк, краевед Максим Подгорный собирает легенды, предания и факты о Кыргызстане и о своем родном городе.
— Каких только историй я не слышал от охотников, чабанов и туристов, часто проводя с ними вечера в палатках, землянках и на летних стоянках чабанов, расположенных в горах вблизи села Сосновка, — рассказал Максим Подгорный. — Но самое интересное, что многие легенды карабалтинских гор, расположенных вдоль русла реки Кара-Балта на многие десятки километров, отнюдь не выдумка.
Источники вечной жизни
Высоко в горах течет река Абла. Из ледников перевала Туя-Ашуу вытекают десятки родников, которые сливаются в один поток и питают реку Абла, а затем и реку Кара- Балта. По легенде, один из этих родников не что иное, как источник вечной жизни. Испив воды из этого родника, человек обретает здоровье, силу и бессмертие.
А вот что рассказывают люди.
По словам местного жителя Жайлообека Орозалиева, в ущелье Чолок-Каинды Панфиловского района есть родник с удивительно вкусной водой, обладающей целебными свойствами. Много лет в Чолоке стоял с пасекой один дед. На протяжении почти двух десятков лет он пил воду из этого источника. После восьмидесяти лет он вообще перешел на медово-водную диету и чувствовал себя бодро, управляясь с пасекой. Планировал дожить до ста лет, но умер из-за собственной бодрости. Когда ему было 93 года, он полез на дерево (в ущелье разбит плодовый сад), чтобы собрать созревший урюк и сорвался. Скорее от потрясения, чем от небольших травм, пасечник заболел и умер.
С тех пор воду для питья жители близлежащих сел стараются брать из родника, открытого этим пасечником.
Черный альпинист
Это, пожалуй, самая известная легенда из тех, что родилась в карабалтинских горах. Ее рассказывают альпинисты и туристы даже на Эвересте! Якобы живет в ущельях непроходимых гор дух Чёрного альпиниста, который мстит людям за то, что в свое время его не спасли от страшной смерти. Дух не просто нагоняет страх, тревожно завывая, но и может обрезать веревку, которая страхует жизнь альпинистов. Но немногие знают, откуда пошла эта легенда. А началось все почти 70 лет назад — в послевоенные годы. Тогда не было организованных восхождений в горы, поэтому молодые люди, туристы и альпинисты, взбираясь по неизведанным тропам, зачастую рисковали своими жизнями.
Многие калечились, часто при странных и загадочных обстоятельствах гибли. Отсюда и возникла легенда о том, что потревоженный дух гор мстит людям.
Странное место
Около горной дороги Бишкек-Ош, в 40 километрах от села Сосновка в ущелье Суу-Ат-Джайлоо, сохранилась землянка, которую 80 лет назад использовали охотники на медведей. По поверью тем, кто ночует в этой землянке, снятся вещие сны.
Местный житель рассказал, как его прадед с помощью охоты на медведей спасал односельчан от голода и болезней.
— Мой прадед Асаналы занимался охотой на тянь- шаньского медведя. Последнего своего медведя он добыл в 1946 году. Во время Великой Отечественной войны с продовольствием в тылу было плохо, колхозы всё отдавали фронту, а нужно было прокормить своих шестерых детей и многочисленных родственников. Вот и охотился мой прадед на козерогов, добывал он и тянь- шаньских медведей. В горах приходилось находиться подолгу, поэтому охотники вырыли несколько землянок. Одна из них сохранилась в ущелье Суу-Ат-Джайлоо. Медведи приходили в это ущелье каждую осень питаться жирными сурками, которых они выкапывали спящими из нор и поедали перед зимней спячкой. Здесь же, на склонах, произрастает много полезных растений, среди которых в большом количестве встречается золотой корень — родиола розовая, которую называют «тянь-шаньским женьшенем» и которую с удовольствием поедали и медведи. Кроме растительной пищи косолапые находили на осыпях массу насекомых и их личинок, — вспоминает Туратбек Асаналиев, житель села Монолдор Жайылского района.
Ущелье находится на значительной высоте — 3100 метров над уровнем моря, оттуда прямой путь на перевал Мазар — 3800 над уровнем моря. С перевала тропы ведут в Нарын и Талас. Пути проходили через огромные и совершенно безлюдные горные массивы.
Обычно осенним ранним утром медведи могли выйти на крутые склоны ущелья Суу-Ат-Джайлоо в поисках сурков. В этот момент они заметны глазу. Так и выслеживали зверей охотники. Ждать иногда приходилось неделями, наблюдая за склонами ущелья, для этого перед входом в ущелье и была специально вырыта землянка. Она сохранилась до сих пор, несмотря на то, что прошло уже почти 80 лет. В ней охотники ночевали, жили неделями, туда же по ущелью стаскивали добытых животных: козерогов, сурков, медведей. Землянка находится возле дороги Бишкек-Ош. Это было очень удобно — по дороге мясо животных спускали в предгорные села.
В качестве информации: в настоящее время охота на тянь-шаньского белокоготного медведя запрещена, штраф за его незаконную добычу составляет 1 миллион сомов.
Вот еще одно интересное поверье: переночевавшие в землянке несколько дней видели вещие сны, больше похожие на видения. Если сны-видения были тревожными, то охоту прекращали. Считалось, что удача отвернулась от охотников и обязательно во время охоты могут случиться неприятные вещи: кто-нибудь сорвётся со скалы, сломает ногу или медведь задерет охотника. Еще аксакалы рассказывали, что когда местные жители хотели получить совет во время сна, то приходили ночевать в землянке и мысленно обращались к хозяину гор — медведю аю — и в большинстве случаев обязательно получали его. Вероятно, на сновидения, обусловленные работой мозга человека, влияло высокогорье (умеренная гипоксия — нехватка кислорода) и, может быть, находящиеся рядом горные породы. В любом случае место, где находится медвежья землянка, — весьма странное.
Белый старик
Среди чабанов, пасущих скот в ущелье Чон-Мазар, ходит легенда о том, что якобы ходит по горам призрак — высокий старик с седой бородой до колен. И всегда носит с собой… шахматную доску. Он заходит к чабанам и предлагает им сыграть в шахматы. Если кто сыграет с ним и напоит его чаем, то после ухода старика в жизни чабана начинают происходить странные вещи: его отара — словно заколдованная, и ни один волк не притрагивается к животным. Гостеприимному чабану начинает везти во всем. Но если откажешь Белому старику в шахматной игре — жди несчастья.
Эта историческая легенда тоже появилась не на пустом месте. Белобородый старик был любителем гор и часто примыкал к экспедициям. Участник одной из них — Владимир Потапов, которому посчастливилось не только сыграть со стариком в шахматы, но и расспросить о его жизни, раскрыл историю возникновения легенды.
— Это было в начале 50-х годов прошлого века. Собрались мы в очередную геологоразведочную экспедицию, и с нами поехал старик. Звали его Дадон, он по профессии был топографом. Оказалось, что он действительно был легендарной личностью. Мастер на все руки знал столько всего, что мы прозвали его «ходячей энциклопедией». Но больше всего он любил играть в шахматы и всегда носил их с собой в рюкзаке. Старик обладал действительно сказочной силой — как физической, так и силой духа. Говорил, что он из бывших «врагов народа». Отсидел в лагерях Казахстана 20 лет, но остался жить в Средней Азии. Помню, поднимались мы на машине в Чон-Мазар. Там строили метеостанцию. Через 10 километров он попросил остановить машину, выгрузил свой тяжеленный рюкзак и пошел пешком. По пути к вершине он умудрился прогуляться по стоянкам чабанов, со всеми попить чаю, поиграть в шахматы. Сделав огромный крюк, он к ночи добрался в лагерь, который мы разбили на вершине горы. Старец передвигался очень быстро. И немудрено, что потом чабаны говорили, будто видели его в разных местах. Так и родилась легенда о Белом старике.
Горная дева и тени мертвых
Силуэт Горной девы появляется на самых сложных перевалах Кыргызского хребта. Если увидел ее — не жди добра, лучше обойди перевал стороной.
Так гласит легенда. И десяток людей рассказывали, что действительно своими глазами видели белый силуэт среди темных очертаний скал.
— Разбираясь, откуда возникла такая легенда, я «копнул» архивы и вот что выяснил, — поделился Максим Подгорный. — В ущелье Чон-Мазар Жайылского района в XVII-XVIII веках китайцы добывали золото. Там даже остались китайские могилы. После присоединения Кыргызстана к России разработкой занялись кыргызы, охраняли места добычи казаки. Они и сочинили легенду о Горной деве и Белых призраках, охраняющих золото в ущелье Чон-Мазар, чтобы отпугнуть от «золотых мест» желающих поживиться. Затем легенда распространилась среди местных чабанов, которые тоже быстро смекнули, как практически использовать эту страшилку. Чтобы молодой чабан не заснул ночью и не прозевал скот, за которым охотились и скотокрады, и волки, ему рассказывали на ночь легенду о Горной деве и Белых призраках.
Максим КЛИМЕНКО.