Житель города Кара-Балта Александр Пшеничный в течение 12 лет собрал и отреставрировал автораритет – «Москвич-400». В Кыргызстане это единственная модель «на ходу».
- Настоящий мужчина может все, стоит только захотеть. И автомобиль сделать, и блоху подковать, было бы желание. Поэтому, когда я занимался реставрацией автораритета, то получал настоящее удовольствие от сделанной работы. Моя гордость — «Москвич-400», 1955 года выпуска. Его прообразом является автомобиль «Опель-Кадет». Я собрал много литературы по данному вопросу. Вся история «Москвича-400-420» — это двадцать моделей, и по всем у меня имеется подробное описание, — рассказывает Александр Пшеничный.
Пшеничный Александр родился в 1960 г. в Кара-Балта. Здесь прошли его детство и молодость. Был юристом. Работал в прокуратуре. Сегодня он на пенсии. И жизнью вполне доволен. Как говорит сам А. Пшеничный, бог дал ему разные умения. И освоил он разные ремесла. Одно из них — это навыки автомеханика.
- Как этот раритет попал к Вам?
- Я купил его 12 лет назад. Купил недорого, цену не скажу, это финансовая тайна. Его хозяином был ветеран войны, после его смерти машиной пользовались его родственники, затем автомобиль купил я. Он достался мне в ужасном состоянии. Грязный, разбитый, крышу ему выравнивали молотками. В общем, мне пришлось приложить максимум усилий и средств.
Сегодня состояние автомобиля близко к идеальному. Хотя улучшать сделанное можно бесконечно. Скажу, что восстановление автораритета — дело очень затратное. Ценность автомобиля определяется оригинальностью в нем деталей. Даже швы на сиденьях и их материал должен быть оригинальным. В России на заводах есть оригинальные детали. Но цена… К примеру, оригинальный «клык» – деталь бампера от «Чайки» стоит 300 тыс. рублей! Нам реставрация такого уровня недоступна. Да и лакокрасок, как в 1961 году, уже нет. Так что стопроцентного раритета фактически быть уже не может. Я видел, как в старые машины вставляют новые двигатели и рамы. И у «Москвича» можно разрезать кузов вот здесь, поставить от современной «БМВ» раму и двигатель. Я видел такое авто, но это уже не оригинал, а непонятный «винтажный новодел».
- И насколько сегодня Ваш автомобиль соответствует первоначальному варианту? Где брали детали для реставрации?
- Сегодня «Москвич» на 80% соответствует своим первоначальным деталям. А с деталями мне помогали друзья, знакомые, зная, что я занимаюсь реставрацией. Некоторые детали находил на развалах авторынков. В общем, процесс был длительный. Но на то оно и увлечение. В Кыргызстане сегодня это единственная модель «Москвича», которая на ходу. Конечно, в сравнении с современными машинами ретроавтомобили проигрывают, но по проходимости они лучше.
Под горку мой «Москвич» «дает» 80, в горку 60.
- Как возникла идея отреставрировать именно эту модель «Москвича»?
- В детстве мне очень хотелось покататься в автомобиле Штирлица — знаменитого разведчика из кинофильма «Семнадцать мгновений весны». Почувствовать себя настоящим героем.
А почему бы свою мечту не сделать своими руками? Кстати, о фильме: когда «Семнадцать мгновений весны» только вышел на экраны, некоторые кинокритики стали возмущаться, мол, почему немецкий офицер ездит на советском «Москвиче», что, не нашлось трофейных машин? Но «Опель-Кадет» и «Москвич» словно братья-близнецы, что даже придирчивые критики фильма ошиблись.
В реальности же Штирлиц ездил на настоящем «Опеле», у автомобиля 2 двери, а у «Москвича-400» — 4. А знаете, почему советский «Москвич» так похож на автомобиль нацистской Германии? Разгадка проста. Ответ на этот вопрос дают военные историки. После окончания Второй мировой войны в ходе военных репараций заводы Германии были перевезены в СССР вместе с документацией и инженерным составом.
Потом, конечно, эти модели дорабатывали и усовершенствовали советские инженеры, но основа, идея, так сказать, была трофейная…
- А сколько такой автомобиль может сегодня стоить?
- Для многих людей это своего рода бизнес: найти редкий старинный автомобиль, купить его подешевле, восстановить и продать уже намного дороже. Было предложение из России продать его за 24 тыс. долларов, но я не согласился.
- Можно ли зарабатывать с помощью автораритета?
- Мне часто предлагают поучаствовать в свадебных кортежах за деньги, но я отказываюсь из-за дорог. Сегодня очень опасно стало ездить из-за того, что на дорогах наши автовладельцы передвигаются безобразно, не щадя себя и не уважая других. «Поворотники» не включают, подрезают и т.д. и т.п. Маршрутки несутся. Они не понимают, что управляют источником опасности.
На этой модели стоят механические тормоза. Механические тормоза предусматривают определенные умения при торможении. При той ситуации, что складывается сегодня на дорогах, или в меня въедут, или я кого-нибудь припечатаю… Мне-то ничего, этот «Москвич» — танк, а вот иномарка может в гармошку сложиться даже от небольшого удара. Не хочу проблем!
Но прокатить хорошего человека всегда могу. Несмотря на то, что это раритет, изготовлен он с большим запасом прочности. Как говорится: «Новый друг лучше новых двух». Ездить на «Москвиче» можно и достаточно хорошо ездить. Но дороги у нас такие, что о них уникальную машину разбивать жалко. Меня тоже (и не раз) приглашали участвовать в автомобильных парадах. К примеру, я участвовал в параде Победы в г. Кара-Балта, посвященном 70-летию Победы, но бесплатно.
Также меня приглашали сниматься в фильме о жизни Чингиза Айтматова. Но я не согласился. Доводы продюсеров мне показались неубедительными. Да и съемки предстояли сложные, целый месяц на Иссык-Куле. А мне надо на жизнь зарабатывать, как и большинству карабалтинцев, у меня нет возможности вырвать из бюджета семьи целый месяц.
Вообще-то, если бы сегодня за «Москвич» истинный любитель предложил хорошую цену, я бы продал свою гордость. Почему? Ну всему когда-то приходит логический итог. А пока еще покатаемся.
Максим КЛИМЕНКО.