• В Бишкеке недавно с большой помпой запустили на нескольких городских маршрутах общественного транспорта большие автобусы. Ходившие здесь бусики убрали. Напрочь. Сказали, что теперь всем будет хорошо. Особенно пассажирам. Да и бусы, которых в общем-то в Бишкеке осталось не так уж и много, не будут мешать остальным машинам.

Однако очень быстро выяснилось, что в муниципалитете, как обычно и бывает, опять просчитались. Никого это уже не удивляет. Между автобусами образовались большие интервалы, народ, стоящий толпами на остановках, не может уехать. Люди стали возмущаться. Их услышали. На маршруты опять вернули бусики. Говорят, что временно. Пока все закупленные большие автобусы, стоящие на приколе в автопарке, не выпустят на линии. Но для этого нужно принять на работу в автопредприятие водителей с определённой категорией. С ними, как выяснилось, тоже проблема. Тех, кого лишили работы на бусах, нужно переучивать.

Глупый вопрос: насколько сотрудники столичного муниципалитета, принимающие важные для жителей Бишкека решения, соответствуют своим должностям? Иногда кажется, что городскими чиновниками стали двоечники, не умеющие считать. Их просто пристроили на «ответственные» должности, даже не удостоверившись в профессионализме этих ребят. Хотя, мы можем и ошибаться. Вдруг эти люди весьма талантливы? Правда, по-своему. И именно это они нам демонстрируют, проводя эксперименты над биш- кекчанами. При этом основной принцип их работы — использование метода «тыка». Получится — не получится.

  • Депутат Аида Исатбек кызы на заседании комитета Жогорку Кенеша по социальной политике поинтересовалась, кто сейчас из заместителей министров образования и науки курирует сферу школьного образования. Ей ответили, что эту должность занимает Аида Рысбаева. На это парламентарий заметила: «Мы её резюме видели. Этот человек пришел из сферы медицины. Правильно? Это так печально. Убирают опытных людей и назначают знакомых. Из-за этого сфера образования страдает». На вопрос, придёт ли Рысбаева в парламент, где обсуждают проблемы в сфере, которую именно она и курирует, услышала, что Аида Жолчуевна уехала в Женеву на слушания по правам человека в составе делегации кабинета министров.

Глупый вопрос: зачем замминистра, которая раньше руководила поликлиникой и работала в акимиате, слушать рассуждения депутатов об образовании? Наверное, ей гораздо интереснее слетать в Женеву?

И не важно по какому поводу путешествие. Может быть, европейцы как раз и говорят о правах школьников? А кадровую политику депутатам обсуждать нельзя. Она правильная. По определению. Подумаешь, за два года в стране сменились шесть министров образования. Так каждого из них сами парламентарии и утверждали.

  • После того, как в столичной мэрии заявили, что они запретят жителям Бишкека отапливать дома углём с месторождения Кара-Кече, министр энергетики Таалайбек Ибраев сообщил: «На складе в Балыкчы заготовлено 468 тысяч тонн этого угля для отправки в столицу». На склады города в ближайшее время поставят 60-120 тонн угля. Возить топливо будут по железной дороге, чтобы сдержать цену. Стоить уголь будет в пределах 4,5-5 тысячи сомов, что дешевле казахстанского.

Глупый вопрос: кто всё-таки придумал в мэрии, что отечественный уголь в Бишкеке будет под запретом? Неужели это очередная идея городского руководства, объявляющего борьбу со смогом, которая окажется всего лишь невыполнимым пожеланием? Почему бы уже мэрским работникам не вспомнить народную мудрость и всё, что они преподносят обществу, не «отмерять семь раз», а только потом что-то говорить и делать?

  • Незадолго до своей отставки бывший тогда министром образования Каныбек Иманалиев заявил, что в Минобразования в скором времени подпишут приказ о проведении тотального диктанта на кыргызском языке. По задумке, диктант будут проводить четыре раза в год. Эта инициатива вводится в рамках закона о государственном языке, недавно подписанного президентом. Он сказал: «Писать диктант будут все — учителя, министры, депутаты». Первый диктант планировали провести 12 декабря — в день 95-летия Чингиза Айтматова.

Глупый вопрос: уж не это ли желание заставить всех писать диктант и стало фатальным для министра? Зачем, скажите на милость, проверять грамотность всех подряд? Вдруг уважаемые люди пишут с ошибками? И их эта школьная забава с диктантом совсем, как нынче говорят молодые люди, «не прикалывает».

  • Заведующая отделом правового обеспечения Госагентства по делам госслужбы и местного самоуправления Бактыгуль Усеналиева пояснила, что для работы в государственном органе кандидат должен пройти конкурсный отбор, в том числе тестирование. Однако, например, министры не проходят тестирование, поскольку у них должность политическая. Их назначает и освобождает президент.

Глупый вопрос: почему бы и руководителей ведомств тоже не тестировать? Ведь они всё должны знать лучше подчинённых? Пусть и показывают эти знания! Или это совсем необязательно? Ведь у народа создаётся впечатление, что политические должности на самом деле всего лишь представительские.

  • В недавно принятом Законе «Об образовании», в котором устанавливаются основные принципы государственной политики в этой сфере, прописали, что для граждан Кыргызской Республики «начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными уровнями образования». На этом, помнится, настояли депутаты парламента, посчитавшие, что все дети обязаны отучиться в школе одиннадцать лет, иначе им трудно будет, например, торговать на базаре или работать в поле.

Глупый вопрос: сами народные избранники хотя бы смогли толком объяснить, зачем всех школьников заставлять «мотать полный срок» в школе? Для многих учеников и девяти классов хватает с лихвой, а тут ещё идею с двенадцатилеткой подкидывают. Хорошо, что депутаты не придумали, что в нашей стране должно быть обязательным и высшее образование. А то бы заявили, что каждый житель республики обязан иметь университетские «корочки». Пусть даже и купленные. Зато парламентарии везде бы могли трубить, что мы страна повышенной образованности!

  • На заседании кабинета министров решили создать ещё одно государственное учреждения «Центр по развитию и продвижению экспорта «Кыргыз экспорт» при Министерстве экономики и коммерции. В его задачи, как сообщается, входит «повышение качества и эффективности исполнения функций по развитию и продвижению экспорта, роста экспортного потенциала и конкурентоспособности отечественных производителей».

Глупый вопрос: как так получается, что при неустанном желании властей (об этом нам периодически объявляют) сокращать государственных чиновников их только плодят всё в большем количестве? Значит, это кому-то нужно?

 

Александр НИКСДОРФ.