Заметки кинолюба после просмотра фильмов 11-го ежегодного международного фестиваля «Кыргызстан – страна короткометражных фильмов», состоявшегося 18-21 июля сего года в столичном кинотеатре «Манас».
Дабы никто не усомнился в моей беспристрастности и полной финансовой незаинтересованности при создании этого материала, заверяю однозначно (мамой клянусь!): никто из режиссеров-участников очередного фестиваля короткометражек ни из Кыргызстана, ни из стран СНГ, Грузии и Балтии не заплатил мне ни копейки, ни тыйына, ни рубля.
(Отступая коротко от основной темы, подчеркну, что не устаю удивляться инертности нашего столичного народа. Подумайте сами: в центре столицы, в свежеотремонтированном кинотеатре, в четырех комфортабельных, прохладных малых залах всем желающим предлагалось смотреть (причем бесплатно) по пять-шесть сеансов в день (сразу по 4-5 короткометражек) разных авторов и стран! И не первый год вижу – залы на этом фестивале (равно как и на всех прочих, проводимых в Бишкеке – европейского, российского, польского, французского кино) всегда полупустые. Причем реклама есть, кроме того, все мы, давние любители киносмотров, лично обзваниваем по десятку своих друзей-подруг-соседей. Странные люди, можно подумать, что у всех нас слишком много праздников).
Да уж!!! Начну сразу с содержания просмотренных лично мною примерно 90 процентов всех присланных в Бишкек на этот смотр кино- и документальных фильмов. Вот палитра так палитра: сказать, что ощущения неоднозначные – ни о чем не сказать.
Впечатление среди игровых (т.е. не документальных) лент произвел ряд отечественных фильмов. Самое, наверное, потрясающее – от киношедевра, на мой взгляд, «Человек, который смог (ЧКС)» (реж. Н. Сыдыков). За 25 минут он показал трагическую историю народа в мрачных фантасмагорических красках. Немногочисленное население некогда процветавшего промышленного, а ныне умирающего южного городка находится под тяжким гнетом насилия со стороны властей – так называемого Главы города (удивительно неприятный типаж был подобран для этой роли, спасибо мастерству актера), его зама и «замши», директора школы. По руи-нам города ходят отряды «разрушителей», цель которых – надсмотр за горожанами, которым следует методично разрушать квартал за кварталом всего городка. Это делается, как уверяет Глава города, в интересах народа – «разрушить всё до основания, чтобы потом построить Город Будущего»). Детей в школах учат держать в руках молоток и зубило, чтобы уметь раскрошить бетонные стены, построенные в советский период. Подросток Умут, занимаясь этим делом, в фундаменте стены завода или школы находит капсулу, заложенную некогда строителями этого здания. А в капсуле – чертеж Города Будущего. Рассматривая его, парень понимает, что сейчас идет оглупление народа, в том числе его семьи. Попытка мальчика задать вопрос Главе города на ежедневном собрании жителей: «Зачем всё разрушать?» оборачивается для него и его семьи репрессиями властей вплоть до угрозы выселения на улицу и жизни в развалинах. Правда, конец фильма – хороший, позитивный. Люди начали прозревать! Я была, пожалуй, единственной в зале, кто хлопал по окончании фильма и крикнул «Браво!»
Очень глубокий и пронзительный фильм «Повитуха» («Киндик эне»), реж. Т. Юсупова – повседневная история о студентке мединститута, которая вдруг узнает о 9-недельной беременности. Девушка сообщает своему парню, работающему врачом, тот, как водится, не в восторге и ищет ей хорошего врача для прерывания беременности. В поисках выхода студентка возле роддома, где она проходит практику, знакомится с чудаковатым стариком, который уверен, что после рождения ребенка надо обязательно предать земле материнское «место», иначе дитя будет неприкаянно скитаться по разным странам и не обретет счастья ни на родине, нигде. Девушка решает все-таки родить ребенка, и старик помогает ей во всем в это сложное время.
Романтичная 15-минутка «Ромео» (реж. и автор сценария – Тыныстан Темиржан) – о том, как учитель сельской школы в высокогорном аиле приводит учеников-подростков лет 12-14 очистить бывший клуб, превращенный в коровник, и поставить там шекспировскую драму «Ромео и Джульетта». Бесхитростные мальчишки и девчонки в самодельных костюмах и с картонными шпагами изображают борьбу семейств Монтекки и Капулетти. Главный герой, играющий роль Ромео, на самом деле влюблен в красивую девочку, назначенную Джульеттой. И дерется он с соперниками по пьесе (и в жизни) не по-детски. Этот фильм был отмечен жюри весьма справедливо.
И еще одна кинодрама «Рядом, но далеко» ( реж. Ж. Жусупбекова) оставила след в душе. Молодая кыргызская актриса и ее друг собираются покорять Голливуд. Куплены билеты за океан. И вдруг ее родители из села передают в город ее пятилетнего нежеланного сына. Квартирная хозяйка недовольна, девушка в поисках выхода вынуждена отдать ребенка в детский дом. Столь юный актер изумительно правдиво сыграл свою роль.
Вызывает уважение и ряд документальных лент наших молодых кинотворцов. В ленте «Наследие» («Ата Мурас») режиссер С. Акинова рассказывает о талантливом резчике по кости и дереву, вытачивающем из найденных в реках Кыргызстана рогах яков, архаров, быков удивительные фигурки барсов, оленей, волков, горных козлов. У пожилого художника есть ученик – его сын, а внуки пока еще учатся в младших классах и не выказывают желания поучиться у дедушки уникальному искусству.
Отметило жюри и фильм «Черный вагон» (реж. А. Каржоев). Это темная по колористике документальная лента о шахтерах Сулюкты, в поте лица добывающих традиционный для этой местности уголь. Актерами в нём выступили настоящие рабочие. Диалоги – не придуманные, анекдоты – шахтерские. Все очень жизненно. Спасибо режиссеру за правду жизни. Про эту ленту белорусская кинематографистка, режиссер В. Лемешевская сказала мне в кулуарах, что фильм изумительно качественный по подаче материала, выбору съемки. Кстати, она честно отметила, что фильмы кыргызских режиссеров – более сильные в данном конкурсе.
Очень, очень большой отклик в моей душе вызвал фильм «Вдохновение» (реж. Ж. Тойчубекова). В главной роли – О. Абсаттаров, наш известный художник, актер, продюсер. Незамысловатая, но очень красивая короткая история о кризисе в творчестве художника, преодолеть который он может, лишь вернувшись на время из столицы в родной дом, где, кажется, вот-вот войдет в комнату мама и где он сам маленьким мальчишкой бегает с ребятишками по цветущему абрикосовому саду, где водяная мельница потихоньку поднимает воду на полив огорода.
Г. Дуйшенкулова в своей 15-минутной драме «Каменная невестка» рассказывает историю сельской женщины, муж которой уже много лет работает в Москве, высылая семье – жене с 7-летней дочкой и своему пожилому отцу – небольшие деньги. Однажды он сообщает им по телефону о своей женитьбе. Свекор же намерен стать мужем своей невестки. Выражая свой протест, главная героиня выкапывает яму для статуи «каменной невестки» – старого изваяния, стоящего на горке над селом. По легенде, невестка окаменела когда-то, будучи проклята своим свекром за неповиновение. Впоследствии эта легенда стала моментом устрашения для женщин, которые возражали старикам. Повергнув этого идола, невестка с дочкой покинули дом свекра.
Думаю, даже уверена, что среди главных претендентов на призы этого кинофестиваля будет и драма «Краска меланхолии» (режиссер и исполнитель главной роли – К. Жанышов, автором же сценария выступил Т. Бирназаров, и это чувствуется). Драма парня и девушки с Иссык-Куля, вынужденных зарабатывать себе на хлеб и жизнь в суровых и непривычных для них условиях крупного мегаполиса. Парень работает на трикотажной фабрике, а девушка днем за небольшие деньги трудится в столовой, а по ночам «подрабатывает» проституцией. Конец истории трагичен – девушка погибает, а ее друг исчезает мистическим образом вслед за подругой. И действительно, в последний день фестиваля этот фильм был отмечен премией зрительских симпатий.
Много хорошего и познавательного увидели зрители на этом кинопоказе.
21 июля подведение итогов голосования выявило лидеров. Премии присуждались по двум номинациям: международная и национальная премии. Дипломами, традиционными статуэтками и премиями (пятьдесят тысяч сомов) жюри отметило лучшую режиссуру в обеих номинациях, призы зрительских симпатий. А вот лучшим фильмом в жанре «Короткий метр» в национальном конкурсе именитое международное жюри назвало ленту «Дорога» (кыргызский режиссер Т. Жаныбеков), в международном же конкурсе – фильм «Колыбельная для Станислава» белорусского режиссера Анны Гертман.
В завершение отмечу, что к выбору белорусского фильма претензий не имею, думаю, женщинам он точно понравится – это история беременной женщины, опасающейся родить мертвого ребенка. Но, к сожалению, весь «киноведческий» немалый опыт (начиная с 80-х годов прошлого столетия) не позволил мне понять обоснованность выбора членами жюри столь слабой и откровенно пессимистической ленты, как фильм кыргызского режиссера. У большинства тех, кто его смотрел, он не вызвал ничего кроме недоумения и острого неприятия. Впрочем, аналогичную реакцию заслужил у зрителей фестиваля и фильм российского якутского режиссера Е. Николаева «Кукушка», сложный, страшный и уродливый.
Но, как говорится, сколько людей – столько и мнений. Через год Бишкек примет уже XII фестиваль короткого метра.
Елена МЕШКОВА.