По делу о проверке конституционности нормативных положений, выраженных словами «отчество присваивается по имени отца», «перемена отчества осуществляется по именам отца, усыновителя, отчима, дедушки по линии отца или матери» по обращению А.А. Капаловой Конституционным судом принято решение.
30 июля нынешнего года Конституционный суд рассмотрел дело о проверке конституционности некоторых нормативных положений Семейного кодекса (часть 2 статьи 63) и Закона Кыргызской Республики «Об актах гражданского состояния» (абзац второй части 1, абзац второй части 3 статьи 30) и признал их не противоречащими Конституции КР.
Суть обращения заключалась в том, что заявитель просила, чтобы у матери была возможность дать отчество своему ребенку по своему имени, иными словами — дать возможность использования матчества.
Рассмотрев дело на судебном заседании, Конституционный суд пришел к следующим выводам.
В целом, наше законодательство предусматривает возможность присвоения имени по кыргызским национальным традициям, а также по сложившейся советской системе присвоения имени, предусматривающей собственное имя, фамилию и отчество.
Следует сразу же отметить, что порядок присвоения имени по кыргызским национальным традициям (с указанием «уулу, кызы, тегин») остается неизменным.
В то же время, относительно права родителей, в том числе матери, на присвоение ребенку фамилии, имени и отчества по советской системе находится в непосредственном соприкосновении с правом ребенка на обеспечение наилучших интересов и благоприятных условий его развития, становления в соответствующей социальной среде.
В этой связи права ребенка имеют приоритетное значение относительно прав родителей и находятся под особой государственной защитой. А поскольку нахождение ребенка с матчеством в традиционном обществе может повлечь за собой применение в отношении него различного рода стигм и буллингов (клеймение, травля), в удовлетворении ходатайства заявителю было отказано.
Однако по достижении совершеннолетия (восемнадцатилетнего возраста согласно ст.56 Гражданского кодекса КР), то есть приобретения способности объективно оценивать и адекватно реагировать на существующую действительность и полностью отвечать за свои поступки гражданин, который по тем или иным причинам, в том числе пережитым жизненным трагедиям, не приемлет мужское имя в качестве элемента своего полного имени, он должен иметь право выбора между отчеством и матчеством. Поэтому законодательство должно содержать правовые положения, предоставляющие этой категории граждан такую возможность и не создавать условий для нарушений принципов равенства и запрета дискриминации по признаку пола.
Указанным решением ни в коей мере не нарушаются традиционные и исторические устои нашего общества, связанные с присвоением имени, сообщила пресс-служба Конституционного суда республики.
* * *
Муфтий Кыргызстана Замир Ракиев выступил против матчества
Как сообщает пресс-служба муфтията, 3. Ракиев рассказал о взгляде шариата на матчество.
— Каждый ребенок вправе знать свой род. А кто рожает ребенка — это понятно. А необходимость вести происхождение от отца очень важна. Поэтому в исламе происхождение ребенка ведется от отца. Шариат предписывает защиту разума, чести, собственности, происхождения потомков.
Ведение родословной от отца защищает от непреднамеренного брака с родственниками, повреждения генофонда нации и рождения детей с инвалидностью. По этой причине наша религия выступает за то, чтобы имя отца было известно.
Переход ребенка к матчеству приведет его к психологической травме и дискриминации со стороны общества. Мы, как мусульмане, как граждане, должны беречь наших детей от участия в каких-либо сомнительных действиях. Такие действия могут уничтожить корни нации, — подчеркнул муфтий Кыргызстана.
* * *
Госсекретарь Кыргызстана Суйумбек Касмамбетов выступил против матчества
Государственный секретарь Кыргызстана Суйун Касмамбетов выступил против возможного присвоения матчества вместо отчества. Об этом он написал на своей странице в Facebook.
По словам чиновника, линию предков кыргызы составляют только по отцовской линии.