События, произошедшие в столице на прошлой неделе, чем-то весьма похожие на два переворота, пережитых Кыргызстаном в 2005 и 2010 годах, эхом отозвались по всей стране.

Митинги, организованные партиями, недовольными результатами прошедших 4 октября выборов, переросли в противодействия толпы с милицией. По недоброй традиции в очередной раз был захвачен и разграблен Белый дом. Как обычно демонстранты разбили несколько машин «скорой помощи», спешивших замотать их разбитые головы, и о нехватке которых все вопили ещё совсем недавно. Заодно расколотили тринадцать автобусов – их в городе, наверное, переизбыток, не пожалели и шестнадцать машин патрульной службы. Досталось и частным автомобилям.

Мэр столицы Азиз Суракматов заметил, что, по прикидкам муниципалитета, в целом городской инфраструктуре нанесён ущерб примерно на 20 миллионов сомов.

Если бы на этом всё и прекратилось, то можно было говорить, что республика обошлась малой кровью. Но нашим людям кутежа в столице показалось мало. Узнав, что в Бишкеке толпа разогнала милицию, они решили, что теперь в стране не осталось никакой власти и можно пускаться во все тяжкие. Поскольку на протяжении многих лет в обществе воспитывалось стойкое неуважение к закону (и попробуйте меня в этом переубедить), то разгул вакханалии не заставил себя долго ждать.

Под крики «мы хотим жить хорошо», люди в регионах кинулись грабить действующие в стране предприятия. Видимо, кто-то вколотил им в головы устойчивый стереотип, что совсем не обязательно работать, чтобы хорошо жить. Возможно, до наших людей доходили сведения, как живется арабским и африканским беженцам в Европе. Тех там кормят, содержат на социальных пособиях и не требуют что-то делать. У нас так не получается, но очень хочется. Просто витает над народом голубая мечта об этаком половинчатом принципе коммунизма – ни от кого по способностям, но всем по потребностям. Поэтому люди и готовы уничтожать всё, что хоть как-то шевелится. Вот когда ничего работать не будет, тогда и заживём мы припеваючи. А как же! Ведь мы бедные, хотя страна и богата ресурсами, поэтому заграница нас, конечно же, не бросит и обязательно поможет.

Первыми, кому «прилетело», стали хозяева предприятия «Джеруй». Туда нагрянула местная толпа, уже много лет не дающая нормально работать горнякам, и первым делом сразу же кинулась растаскивать склад – в хозяйстве всё сгодится. Что могли утащить, то и пёрли, даже стиральные машины. Потом, умаявшись грабить, стали жечь дорогую технику, на которой, кстати, работали жители окрестных сёл. Рассуждали, наверное, так: если кому-то не досталось рабочее место на руднике, так пусть вообще никто не работает – этакое своеобразное равноправие. Для полноты праздничного карнавала граждане перевоплотились в Герострата и сожгли золотоизвлекательную фабрику. Надо полагать, горящее предприятие особо порадовало их души – знать, на славу погуляли.

На сегодня на этом месторождении предварительный ущерб от разграбления и простоя составляет около 20 млн долларов. Но разве тем, кто грабил, эти цифры хоть о чём-то говорят? Они знать этого не желают. И не волнует их, что российский инвестор только за право разрабатывать «Джеруй» заплатил 100 млн долларов, а потом ещё регулярно подкидывал деньги местным сообществам. Тут впору вспомнить, что в своё время наш новоявленный премьер и поддерживающая его партия патриотов заявляли, что все месторождения в стране должны быть национализированы, иностранцы изгнаны. Всё должно быть народным, тогда каждый кыргызстанец сразу станет миллионером. Кажется, что эта сладкая сказка сильно засела в головах будущих богатеев и они мечтают о скорейшем её воплощении.

Председатель Горно-металлургического профсоюза КР Эльдар Таджибаев заявил, что в результате прошедших событий, кроме «Джеруя» пострадали и другие предприятия. Более 5 тысяч работников предприятий горнодобывающей отрасли остаются пока без работы.

Но наши граждане выступают не только против зарубежных инвесторов – они уничтожают всё принадлежащее и местным предпринимателям. В Чуйской области местные жители разгромили офисы, сломали и сожгли технику на нескольких карьерах с нерудными материалами. Дело возбудили по уголовной статье «Хулиганство», хотя, как стало нам известно, было и успешное вымогательство крупной суммы денег. Причём, как сообщает областная милиция, сделали это «неизвестные лица», которые на самом деле хорошо известны, тем более, что они сами на этих карьерах и работали. Но милиции прикрывать глазки, видимо, удобнее. Ещё неизвестно, кто в конце концов в стране победит. Если к власти придут криминальные силы, а это, надо признать, не исключено, то с ними лучше не ссориться.

Не укладывается в мозгу сообщение, что озлобленные на жизнь сельчане сожгли сад, разбитый одним из крупных чиновников несколько лет назад. О чём вообще могут думать люди, уничтожающие деревья? Порой кажется, что живут они словно дети неразумные исключительно низменными инстинктами – пожрать и сломать.

Если многих крушителей и мародёров не волнует состояние экономики республики, то бизнесмены просто криком кричат от происходящего. И не только потому, что они теряют деньги. Эти люди понимают, скоро выяснится, что «горит» республиканский бюджет. А вместе с ним и зарплаты учителей и врачей, тех самых, которых били на площади митингующие, под вопросом окажутся пенсии и пособия малоимущим и инвалидам.

Пока кто-то делит власть, в стране сохраняется тревожная ситуация и существует угроза рейдерских захватов, передела собственности, растёт активность организованных преступных группировок, групп мародеров. Действенных механизмов по защите инвесторов и предприятий, являющихся источником пополнения государственного бюджета, до сих пор не существует. Это сильно тревожит инвесторов и работников коммерческих предприятий, рискующих потерять рабочие места. Напуганы и потенциальные инвесторы, имевшие планы по входу на республиканские рынки. Переговоры с ними сорваны – более двадцати контрактов и бизнес-проектов, оцениваемых примерно в 210 миллионов долларов, отменены. Действительно, о каких договорённостях в наших условиях можно вести речь? Два предшествующих переворота показали, что о законности в республике вспоминать даже не стоит. Везде, как ни печально, действует один принцип – рэкетирский, как бы это ни называли. Инвесторам, приходящим в регионы, даже не намёками, а «чисто конкретно» говорят, что нужно уметь договариваться с местным населением, иначе работать не дадут. Вот и кидают бизнесмены деньги. До поры до времени «получатели» их принимают, а потом решают, что предприятие уже на ходу и можно его отобрать, в крайнем случае – разорить.

Исполнительный директор Международного делового совета Аскар Сыдыков прямо заявил, что предприниматели в стране не знают, как работать в условиях политического кризиса. Он отметил, что после случаев захвата, уничтожения имущества, угроз и вымогательства, бизнес опасается дальнейшего давления. Некоторые предприниматели не понимают, стоит ли продолжать работу – у них нет уверенности в завтрашнем дне. Интересно, у кого есть такая уверенность? После каждого переворота политики, захватывавшие власть, нас пытались убедить, что уж теперь-то всё станет хорошо. Не становилось. Что-то у наших правителей не получается.

Всего за неделю повсеместных разгулов многие предприятия закрылись. Всё это влечёт рост безработицы, очередные, уже не от пандемии, а рукотворные недоборы по налогам и сборам. И как печальный результат – усугубление социально-экономического положения страны. По предварительным расчетам НАБА, ущерб от текущей ситуации уже превысил 8 млрд сомов. А всё, казалось бы, начиналось с мирной акции из-за проигранных кем-то выборов.

Александр НИКСДОРФ.