В Кыргызстане фактически произошел очередной государственный переворот. Даже, несмотря на то, что президент Сооронбай Жээнбеков пока ещё остаётся на своём посту, смена высших чиновников идёт по всем направлениям, причём с главой государства никто даже не советуется – его мнение, кажется, уже никого не интересует.
Выборы взорвали страну
Причиной столь резких событий в политической жизни республики стали очередные выборы депутатов Жогорку Кенеша. Глава государства, хоть и заявил, что отстраняется от выборов и будет одним из сторонних наблюдателей, фактически поощрил две провластные партии на прохождение в Жогорку Кенеш, и на достижение этой цели должны были работать все государственные структуры. Скрыть от общественности явные вещи было трудно. Ещё задолго до подведения итогов голосования за-звучали предположения, что ничего хорошего из процесса избрания нового состава парламента не выйдет. И действительно, не успели в Центризбиркоме огласить результаты народного волеизъявления, как сразу стало ясно: пока одни партии готовились к выборам – другие к митингам и, что следовало ожидать властям, к перевороту. Скажите на милость, зачем тратить огромные деньги на агитацию, когда можно сразу заявить, что не согласны с результатами выборов и потребовать их отмену? А потом по традиции захватить Белый дом. Дёшево и сердито.
Некий самосозданный координационный совет, в состав которого вошли представители объединений, называющих себя партиями, которые не сильно популярны в народе, быстро написал обращение, в котором заявил: «Повсеместное применение административного ресурса, массовый подкуп голосов избирателей, физические нападения на представителей партий и в особенности нечестный подсчет результатов закономерно привели к мирным акциям протеста». Забегая чуть вперёд замечу, что не прошло и суток, как «координаторы» разругались и создали второй совет, который стал заявлять, что не признаёт решения первого.
То, что админресурс работал в отношении партии, в которой числился брат президента, отрицать бессмысленно – что было, то было. Команда голосовать за эту партию была дана бюджетникам и студентам, возможно, и безропотно выполняющим команды командиров солдатам. И всё-таки я не могу понять, как можно заставить людей ставить галочку именно в нужную властям клетку, если при этом нельзя проверить как именно проголосовал человек? Ведь в этом случае даже по почерку невозможно узнать кто что нарисовал. Мне, видимо, легко об этом рассуждать, поскольку никогда не получал приказа за кого голосовать.
Кто заинтересовал – за тех и проголосовали
Нашим политикам нужно признать, что абсолютному большинству избирателей было вообще всё равно за какую партию голосовать. Признайтесь, уважаемый читатель, что вы и сами, если, конечно, собирались идти голосовать, спрашивали у родственников и друзей кого они хотят видеть в креслах депутатов, какой партии стоит отдать свой голос. Если и были рьяные сторонники каких-то политобъединений, то таковых, возможно, с трудом наберётся процентов десять. Да и то я кажется здесь преувеличил. Остальным было глубоко наплевать на состав нового парламента. Также, впрочем, как и действующего. Скажите, кто из вас может назвать фамилии хотя бы половины нынешних законодателей. Затрудняетесь? То-то и оно. Не всё ли равно кто сидит в удобных депутатских креслах, жмёт кнопки, порой несёт откровенную глупость – жизнь в стране от этого практически не меняется.
И в подобной ситуации для граждан, имеющих право голоса, весьма удобной оказалась возможность хоть кому-то продаться. Скажу сразу, лично мне ни разу за моё многолетнее хождение на выборы никто не предлагал денег. Это, заявляю откровенно, просто обидно. Начинаешь чувствовать себя каким-то недочеловеком. Неужели мой голос вообще ничего не стоит? Почему кому-то денежку давали, а мне нет? В общем, можно сколько угодно шутить на эту тему, но когда людям действительно без разницы в какой из многочисленных квадратиков избирательного бюллетеня ставить отметку, то почему бы и не сделать приятное людям, которые тебя к этому хоть как-то простимулировали.
Поэтому я совсем не могу понять воплей проигравших, что причиной их поражения стал пресловутый подкуп. Могут ли они с уверенностью сказать, что если бы никто никого не заинтересовывал деньгами, то люди бы голосовали именно за них? Конечно, нет. Так, может быть, причина не в этом? Выскочив на политическую арену, что они смогли продемонстрировать электорату? Толком ничего. Что реального в большинстве своём сделали эти люди? Могу повторить по слогам – ни-че-го. Когда я знакомился со списками этих партий, то просто диву давался, читая, что в депутаты рвутся блогеры, общественные активисты и безработные. Неужели они действительно верили, что люди с лёгкостью доверят им судьбу страны?
Поэтому и не удивительно, что идея выступлений против результатов голосования у этих обиженных невниманием народа граждан родилась задолго до дня объявления итогов и была главенствующей. Кроме заявлений про всемерный подкуп и использование формы № 2, они стали кричать, что всё неправильно подсчитано. Мол, и считывающие урны работали в пользу провластных партий – специалисты как-то хитро их настроили, и ручной пересчёт тоже неверен. Одним словом, захотели ребята, мягко говоря, похерить миллиард сомов, потраченных на выборы и самими партиями, и госбюджетом. И, надо признать, это им удалось.
ЦИК поставил крест на выборах
После ночных боёв на столичных улицах, завершившихся в итоге захватом Белого дома, бишкекской мэрии и других уважаемых учреждений, ЦИК принял решение аннулировать результаты выборов. Об этом общественности сообщила член ЦИК Гульнара Джурабаева. Она заявила: «Комиссия ЦИК также обсуждала вопрос о возможном самороспуске. Я считаю, что этой избирательной кампанией мы дискредитировали себя. Поэтому самым лучшим и правильным в этом случае будет решение о досрочном сложении полномочий».
Объяснять, по какой именно причине выборы признаны недействительными и чем конкретно ЦИК себя дискредитировал, никто не стал – аннулировали и всё. Понятно, что так на них подействовал произошедший переворот. Я бы понял, если бы члены ЦИК и участковых избирательных комиссий, посыпав голову пеплом, со слезами в голосе рассказали, как они, закрыв глаза партийным наблюдателям, переписывали протоколы, перекидывая голоса от одних партий другим. Но об этом и речи не было. Ручной пересчёт показал практически тот же результат, что и автоматические считывающие устройства. Значит, всё подсчитали правильно? Многочисленные зарубежные наблюдатели отметили высокую организованность процедуры голосования по всей республике, в том числе и её техническую сторону, они в один голос заявили, что всё прошло в рамках законности.
В выборах приняли участие почти два миллиона человек – 56,5 процента из числа имевших право голосовать. При этом, как видим, почти половина электората просто плюнула на нашу игру в демократический выбор парламента и проигнорировала весь избирательный цирк. И, как мы теперь видим, правильно сделала. Потому что под влиянием толпы власть в лице ЦИКа точно так же плюнула на всех голосовавших. Так может ли ЦИК заявить, что почти все избиратели, кроме, конечно, тех, кто голосовал за проигравших, оказались продажными людьми? Как теперь с таким народом проводить новые выборы? Даже трудно представить. Думаю, надо срочно изыскать других избирателей – порядочных, которых ничего кроме программных заявлений партий интересовать не будет. Возможно, даже разрешить голосовать только тем, кто не принимал участия в нынешнем голосовании – вдруг у них проявится интерес к этому процессу?
Демократический мираж
Может быть, следует уже прекратить демократические игрища и откровенно заявить, что нет в нашей стране никакой демократии, островком которой мечтал видеть её ещё первый президент? Всё, что у нас заявляется – это просто мираж. Не наш это путь развития, совсем не наш! Давайте уже признаемся, что не доросло сознание наших людей до высоких критериев развитых стран. И не надо нам заниматься глупостями, проводя выборы и выбрасывая при этом на ветер кучу денег, которых и так в бюджете маловато. Как мы ни жонглируем демократическими понятиями, но за почти тридцать лет независимости у нас и президенты каждый раз оказываются не очень достойными, и депутаты парламента с каждым созывом всё хуже и хуже. И даже заявление МИДа России, отреагировавшего на наши события, что в нынешней ситуации приоритетом должно оставаться демократическое развитие страны, вряд ли может стать доказательством присутствия у нас демократии.
Так неужели в случае новых выборов люди сразу изменят свои пристрастия? Если это произойдёт, то только ещё более утвердит меня во мнении, что все наши голосования просто пустышка, которую младенец с лёгкостью выплёвывает – организаторы смело могут рисовать любой результат. Ведь нет никакой гарантии, что и в следующий раз проигравшие, возможно, это будут другие партии, не созовут свой митинг и опять толпа пойдёт вершить новую историю. Признаюсь, что на следующее голосование я не пойду, поскольку моё мнение никого, оказывается, не интересует. На него просто наплевали. Не хочу впредь чувствовать себя дураком, которого легко обвести вокруг пальца.
Чиновничье мародёрство
Примечательно, что лидеры партий, собравших людей на протест, после случившихся беспорядков и фактически разгона действующей власти, стали бить себя в грудь, заявляя, что они к ночной вакханалии в Бишкеке не имеют никакого отношения. Это, мол, некие провокаторы сначала полезли на забор Белого дома, а потом стали дразнить милицию, кидая в неё камни и брусчатку.
Разогнав в итоге силовиков, которые ничего кроме светошумовых гранат и резиновых пуль не применяли, дикая толпа, а иначе её трудно характеризовать, на удивление не стала сильно мародёрничать по сравнению с тем, что было во времена двух первых переворотов. В этот раз буквально с рассветом началось чиновничье мародёрство – охочие до власти граждане кинулись хапать портфели и занимать кресла в разного рода организациях. Со стороны показалось, что про парламентские выборы они уже забыли.
Читатели, безусловно, знакомы с разборками вокруг должности премьер-министра. Кубатбек Боронов, не дожидаясь, что его выкинут из кабинета, заявил о своей отставке. После этого одни депутаты решили назначить на его место освобожденного из колонии Садыра Жапарова, которому ещё было сидеть и сидеть, другие стали кричать, что они против сей фигуры и нужно выдвинуть молодого кадра. Не нашли никого иного, кроме джигита, у которого хорошо получается выращивать огурцы в теплицах. Причём последний сразу почувствовал себя большим начальником и стал кричать, что он уже назначен на высокую должность друзьями и готов руководить всем правительством страны. Дело это, видимо, совсем простое и под его руководством министры станут молодцами-огурцами. По этому поводу сторонники обоих претендентов стали митинговать, не допуская ни того, ни другого к дому правительства. Эти митинги, что не удивительно, тоже сопровождались взаимным мордобоем. Как же ещё идти к власти, если не по разбитым головам.
Появилось и некое молодежное движение, призывающее к люстрации и заявляющее, что никого из старых политиков во власти быть не должно, и они не признают временную власть. После того, как эти ребята прошли подготовку на лидерских курсах прозападных НПО, им всё стало по плечу. Особенно хорошо у них, конечно, получалось отчитываться за гранты. Поэтому не исключено, что они и впредь надеются, что денежки на них будут сыпаться сами. Если не из-за границы, то из бюджета. Они прямо заявили: «Если раньше мы боролись в соцсетях, то сейчас борьба на улице. Вы видите, как все происходит, давайте соберем всех наших соратников, позовем всех. Сейчас все зависит от нашего количества. Если мы сейчас все упустим, то завтра у нас уже не будет возможности». Они уже поняли, что всё решает толпа.
Кстати, можно отметить характерный штрих. На митинге сторонников Атамбаева, собранном сразу после переворота и освобождения из СИЗО бывшего президента, произошел скандал между опытными членами партии СДПК и молодыми ребятами. Последние требовали дать им слово и мешали высказываться опытным политикам. Один из молодых без всякого стеснения потребовал компенсации за свои заслуги. Он возмущённо спросил: «Почему никакую компенсацию не получают пострадавшие во время политических событий, если в их семьях нет политических деятелей? Ведь мы сделали всю работу. Если бы не мы, не собрались бы люди сюда, в «Форум». Теперь нас же называют провокаторами». Что и говорить, обидно пацанам. Они геройствовали, но славу героев прошлой революции не заслужили.
Наш путь – хватать и грабить
Я не стану перечислять все конторы и кабинеты, в которые пришли не знамо кто и заявили, что теперь они министры, директора и прочие начальники. Из самых разных организаций, в том числе стратегического значения, стали доноситься тревожные сообщения, что к ним ввалилась толпа, заявляющая, что они представляют ту или иную партию (опять же из числа проигравших выборы) и теперь они будут здесь руководить. Достаточно сказать, что рейдерским захватам подверглись Центральный аппарат Государственной регистрационной службы, «Кыргызалтын», «МегаКом», Кара-Балтинский аффинажный завод, КТРК, информагентство «Кабар», предприятие «Бишкекводоканал», «Кыргыз темир Жолу». Мародеры пришли на Кумтор и Бозымчак, по революционной традиции решили захапать Кара-Кече, где первым делом ограбили кассу. Чего стоит выходка сельских жителей на месторождении Джеруй. Там местные мародёры разграбили материально-технический склад, а затем зачем-то подожгли золотоизвлекательную фабрику. Появились сообщения, что начались захваты сельскохозяйственных земель.
Самозванцы объявляют себя руководителями областей, районов и айыл окмоту. При этом не обходится без драк и погромов офисов. Появился в стране и самоназначенный генпрокурор, начавший возбуждать уголовные дела против чиновников, которые не нравятся общественности. Кажется, что судилища над чиновниками, шедшие в последнее время, повторятся и при грядущей власти. Ничего нового – каждый новоявленный начальник старается растоптать предыдущего.
Говорить, что после каждого свежеиспечённого переворота в республике усиливаются проблемы в экономике, даже не стоит. О том, что у нас происходит, сообщили, кажется, все мировые СМИ. Не обошли они вниманием и факты захвата месторождений и предприятий инвесторов. Об этом уже прозвучало даже заявление постоянного координатора системы ООН в Кыргызской Республике Озонниа Ожиело. Он сообщил, что в ООН обеспокоены сложившейся ситуацией, и высказал озабоченность происходящими в стране процессами, обратив особое внимание на нападения на объекты иностранного бизнеса. Это практически мировая слава, когда о наших отвратительных делах говорят на самом высоком уровне.
Остаётся только спросить: как после этого новым властям, которые, наверное, всё-таки появятся, завлекать в нашу страну инвесторов? У меня ответа нет. В Кыргызстан, как ранее заявляли зарубежные бизнесмены, деньги может вкладывать только отчаянный идиот, получающий удовольствие от того, как его грабят. И наши люди вовсю стараются, чтобы инвесторы в этой мысли только укреплялись.
Александр НИКСДОРФ.