— Когда ехал с семьёй с Иссык-Куля, – рассказывает Андрей Алексеевич, – попался гаишникам. Небольшое нарушение, остановили нас. Я выхожу, спрашиваю: «Неужели стариков штрафовать будете?» – «А какого года?» – «Я или машина? Я 1957-го, машина – 1963-го». Короче, махнул милиционер рукой и отпустил. Ещё и счастливого пути пожелал.
Про семиреченского казака из села Ленинское Аламудунского района Андрея Сальникова мы как-то писали, вскользь упомянув, что занимается он ремонтом автомобилей. Но не сказали главного: последнее время он не столько ремонтирует чужие машины, сколько возрождает свои. Делает для себя игрушки из давно отжившей рухляди.
— Вот, – показывает он очередную свою машинку. – Тоже «Волга», тоже выпуска шестидесятых годов прошлого века. – Сюда, домой, я её на эвакуаторе притащил. Никто не верил, что ЭТО кому-то ещё может понадобиться. Я собрал совет из тех, кто хоть немного разбирается в автомобилях. Для начала решали вопрос с цветом. В какой цвет этот скелет покрасить? Сколько людей, столько и мнений. Белый, чёрный, синий… Даже разноцветной сделать предлагали.
«А ну-ка, – говорю, – дайте сюда техпаспорт». В техпаспорте написано: «Цвет – шоколадный». Так всё само собой и решилось.
Когда свежеокрашенная в цвет шоколада «Волга» предстала перед зрителями во всей красе, все ахнули. И все сразу поверили, что этот драндулет вполне можно реанимировать, и проживёт он ещё много счастливых лет.
— Сейчас, как ни странно, – замечает Андрей Алексеевич, – вырос интерес к ретро-автомобилям именно у молодёжи. Раньше обращал внимание на восторги только у людей своего возраста, которые что-то понимают в настоящих машинах. Молодёжь реагировала только на новенькие «Лексусы» и им подобные иномарки. А теперь… Вы бы видели, как нас летом встречали подростки в Караколе! Пацаны лет 15-16 бежали следом с поднятыми вверх большими пальцами. И это я ещё не на такой игрушке ездил!
Ездил он на «игрушке» попроще. Не такой красивой, сверкающей на солнце, переливающейся всеми цветами радуги. Можно себе представить, какой ажиотаж поднимется, когда он появится на дорогах на этом шоколадном чуде.
Двор Сальниковых представляет собой настоящее кладбище старых авто… Нет, не кладбище, а реанимационную палату. Непосвящённому человеку кажется, что ни один из этих пыльно-ржавых бесколёсных остовов никогда и ни за что с места не сдвинется. А ведь сдвигаются! Уезжают со двора на своих четырёх. Освобождая место для новых игрушек.
— Вот чего ещё нашёл, – с гордостью проводит экскурсию по двору Андрей Алексеевич. И показывает на очередное разбитое нечто. У него в голове уже давно созрел план, как это нечто превратить в сов-ременно-раритетное чудо автопрома, но тем, кому он об этом рассказывает, пока трудно представить что-то позитивное.
На «Волге» 1963 года производства с сохранившейся блестящей фигуркой бегущего оленя на капоте Сальников в этот раз без проблем доехал до Каракола и обратно.
– Вместимость бензобака – 30 литров, – рассказывает он. – Залил полный бак. Закончился бензин только в Тюпе. То есть на триста с лишним километров хватило. Многие современные авто съедают гораздо больше.
Чуть раньше Сальников приятно удивлял односельчан и жителей столицы катанием на им же восстановленной раритетной «Победе». А сейчас целиком и полностью переключился на эту шоколадную красавицу.
Домочадцы знают: утром, сразу после завтрака, Андрей Алексеевич заляжет под машину и вылезет оттуда только ближе к ужину. «Начинку» уже заменил, попробовал даже завести. Получилось! Мотор работает как часы. Дело – за наведением внешнего и внутрисалонного лоска. Сиденья Сальников подобрал в тон – шоколадные. Нашёл мастера, который реставрирует старинные рули. Настоящий, «родной» на такого рода машинах делался из кости. Реставрированный изготавливается из синтетических материалов, но по внешнему виду и на ощупь не отличается от оригинального.
Отдельная гордость – всевозможные металлические детали, с каждой из которых мастеру пришлось немало повозиться. Они все разложены на столах и так горят на солнце, что поневоле приходится зажмуриваться. А вот и крышки на колёсные диски – таких вы точно больше нигде не увидите. Это – будущая визитная карточка Сальникова и его шоколадной «Волги». На каждом – по четыре оленя (какая же «Волга» без них?) и зеркальная серд-цевина. «Прикинул сюда круглые зеркала заднего вида, – хвастается своим изобретением мастер. – Подошли. Теперь вот так интересно смотрятся».
— Сейчас еду на рынок, – завершает наш разговор Андрей Сальников. – Мне резину обещали. Как раз на такую «Волгу», её не везде найдёшь. Дороговато, правда. Все четыре колеса обуть, да ещё запаску… Но мне дают в долг. Деньги, мол, потом как-нибудь отдашь. Многие меня знают, верят мне на слово.
Так и будет. Продавцы автозапчастей идут ему навстречу, зная, что не обманет. А потом, может быть, и на очередной «игрушке» покатает.
Ольга НОВГОРОДЦЕВА.