На нашу встречу Екатерина Живайкина пришла с волшебным сундучком. Раскрыла его. Оттуда глянули десятки почти живых глазок…

Сначала замечаешь именно эти глазки. А потом уже начинаешь разглядывать сами фигурки. Птички, мишки, зайчики, кошки… Это всё, за редким исключением, – войлочные броши. Но есть, например, вот этот красный мишка – игрушка с бегающими глазками и сгибающимися ногами. Это, объясняет Катя, – подвеска в автомобиль.

Войлок для нашей страны – явление привычное. Войлочные калпаки и тапочки в качестве сувениров из Кыргызстана увозят иностранцы. И игрушки, и украшения из войлока приходилось видеть не раз. Но не такие.

То, что делает Екатерина, – настоящее искусство. Вот коллекция «Грустные птички». Очаровательные брошки в виде крылатых-клювастых существ, в основном сов, с одинаково грустным – и в то же время у всех совершенно разным – выражением птичьего «лица». Вот вообще непонятные разноцветные зверушки под названием «Монстры». Даже брошка в виде глаза дракона имеется.

Катины брошки хорошо покупаются россиянами. Вернее, покупались до карантина. Сейчас авиасообщение приостановлено, и многие заказы, уже готовые, ждут своей отправки. Как только – так сразу. Интересуются этой красотой и кыргызстанцы (главным образом, конечно, кыргызстанки), но реже. И далеко не все, кстати, хотят приобрести брошь в виде птички или рыбки.

— Недавно меня попросили сделать украшение в виде… яичницы, – рассказывает Катя. – Уж не знаю, как такая брошка будет смотреться на платье. Но заказчице понравилось.

— А где вообще учат мастерству войлоковаляния?

— В интернете, – не задумываясь, отвечает Екатерина. – Есть, конечно, какие-то курсы, но я им почему-то не доверяю. Сама, во всяком случае, занималась в этом смысле самообразованием.

По профессии Катя – мастер ногтевого сервиса. Тоже, в общем-то, творческая профессия. А войлок появился в её жизни года три назад, когда из-за болезни пришлось оставить основную работу. Сначала, говорит, в депрессии сидела дома. Не было никакого желания чем-то заниматься, с кем-то общаться. Потом поняла, что это состояние затягивает. Надо из него выходить, пока не поздно.

Вот и вышла… Через войлок. Понравилось самой, потом увидел и восхитился кто-то из знакомых, попросил продать вещицу или свалять подобную. Так и пошло-поехало.

— Но почему именно войлок?

— Он тёплый! Это – во-первых. С ним работать приятно. А во-вторых, смотрите на эти мордахи: разве вам не хочется улыбнуться?

Очень хочется. Глазастые брошки действительно заряжают оптимизмом и позитивом.

— Как это всё вообще делается?

— Очень просто. Попробуйте! – Катя протягивает мне кусочек красной ватки и специальную иголку. – Вот так волокна вытягиваются, цепляются друг за друга…

Я пробую. Стараюсь. Очень. Не получается!

— А у вас получилось сразу?

— Нет, конечно. То есть какие-то простые вещи сразу пошли. А захотела сделать что-нибудь посложнее – начались заминки. И сейчас ещё так иногда бывает: вроде всё идёт как по маслу, а останется, например, хвостик или ухо – и всё. Застопорилось.

— И вы тогда, психанув, это всё – в огонь, как Гоголь второй том «Мёртвых душ»… Или, отдохнув, стараетесь переделать?

— По-разному бывает. Есть недоделанные вещи, которые уже больше года лежат в коробке, я к ним не возвращаюсь.

Сейчас Екатерина по-прежнему не работает. Занимается тем, что приносит успокоение, умиротворение и ни с чем не сравнимое удовольствие. Из дома выходит редко, по-прежнему почти ни с кем не общаясь. Главные её собеседники – эти самые войлочные зверушки.

Кручу в руках брошку в виде серого кота с хитрющей мордочкой. Куда бы ни повернула – он водит за мной прищуренными глазами. С таким, наверное, в самом деле приятно пообщаться.

Ольга НОВГОРОДЦЕВА.