На дворе – горячая летняя пора. В прежние годы в июле около университетов наблюдалось столпотворение. Абитуриенты, кто в сопровождении родителей, кто самостоятельно, бегали по вузам, распихивали свои талоны по приёмным комиссиям в надежде стать студентами. Нынче всё гораздо спокойнее – мало кто решается сам прийти, отправляют заявления по интернету.
Абитуриентов порадовали, что в этом году, так же, как и в предыдущем, особых знаний для поступлений не требуется – пороговый балл по основному тесту для желающих попасть в вузы на бюджет остался неизменным – 110 баллов. Пороговый балл по предметному тесту – 60 баллов.
Можно, конечно, долго рассуждать, высок для потенциальных студентов указанный балл или низок, но помнится, что депутаты парламента предлагали снизить даже его. Примечательно, что в образовательном ведомство прямо на законодателей и кивают, сообщая, что решение о столь низком балле принято с учетом выступлений депутатов на заседаниях Жогорку Кенеша, а также обращения Ассоциации высших учебных заведений Кыргызстана на основании просьб родителей и абитуриентов. Мол, тяжело желающим заиметь высшее образование, набрать столько баллов.
Действительно, для кого-то и это много. Правда, здесь впору заметить, что максимальное количество баллов, которое можно получить, если на все вопросы теста ответить правильно, будет 250. То есть, получается, что Министерство образования сознательно идёт на то, чтобы на попадание в вузы могли рассчитывать те, кто и половины теста не осиливает, этакие троечники. Мало того, в ведомстве с радостью скидывают ещё пяток баллов, сообщая, что абитуриенты, имеющие в своём активе 105 баллов, могут подать заявки для обучения на контрактной основе. Единственное, на что обращают внимание, что исключением в данном случае являются медицинские и фармацевтические специальности.
Понятно, почему школьники и их родители просят дать возможность попасть в вуз не очень хорошо учившимся в школе. Одни папы с мамами мечтают похвастаться родственникам, что вырастили дитятко, достойное получить диплом, другие – не допустить призыва сынка в армию.
Даже могу понять просьбы самих вузов, коих в республике расплодилось немерено – у нас нынче практически в каждом селе есть свой собственный университет. Им нужно как-то выживать и кормить своих сотрудников. Поэтому не удивился заявлению минобразования, что «установление порога в 105 баллов для обучения на контрактной основе позволит выпускникам школ получить высшее образование за свой счет, будет оказана поддержка отечественным вузам». Про высшее образование могли бы и промолчать, благо, уровень этого высшего порой оказывается ниже среднего. А вот то, что граждане деньгами поддержат вузы – это верно. Мало того, есть преподаватели, которые просто мечтают, чтобы у них были студенты, даже не способные учиться. Это для них просто находка. И чем таких больше, тем лучше. Ведь подобные студенты отсутствие знаний компенсируют покупкой оценок, что, безусловно, хорошо поддерживает жизненный уровень работников вузов. Никто даже не вспомнил, что неоднократно звучали заявления о необходимости сокращения числа высших учебных заведений. Их нынешнее количество идёт вразрез с качеством образования, во многих нет преподавателей требуемого для вузов уровня. Но тут впору вспомнить первого президента, при котором и появились эти учебные заведения. Главным аргументом тогда звучало, что молодых людей надо хоть чем-то занять и желательно в своём районе. Пусть они даже не учатся – просто не числятся безработными.
Когда я вижу подобный уровень претендентов на обучение в университетах, становится грустно. Были времена, когда институтский или университетский диплом действительно подтверждал высокий уровень образования человека. Нынче корочки многих вузов – весьма сомнительный документ. Я не думаю, что ученики, слабо осваивавшие школьные науки, вдруг резко изменят своё отношение к обучению и станут отчаянно грызть гранит науки. Не верю в это. Хотя, бывают, конечно, исключения. Достаточно вспомнить второгодников и отчисленных в разное время из школы Эйнштейна, Циолковского, Черчилля, Бисмарка, Пушкина, Маяковского. К сим великим добавился совсем свежий пример – Билл Гейтс. Но, что-то мне подсказывает, что среди нынешних соискателей заветных университетских корочек вряд ли кто-то попадёт в эту компанию. Не думаю, что среди отечественной политической элиты (так по крайней мере себя называют депутаты и большие чиновники) оказались сплошь школьные отличники. Правда, нынче с легкой руки парламентариев в стране действует закон, в соответствии с которым депутатами даже местных кенешей могут быть только люди с высшим образованием. Почему законодатели отказывают в праве руководить жизнью сообщества согражданам, просто имеющим жизненный опыт? Наверное, так хотят повысить собственную значимость, хотя некоторые из них проучились, а точнее, числились в вузах будучи уже при должностях. Садились они на студенческую скамью не для получения знаний, а лишь ради корочек.
Помнится, как в 2006 году я по служебным делам оказался в Самаре. Вспомнив, что наш тогдашний президент – выпускник Куйбышевского политехнического института, захотел, пользуясь оказией, побывать в альма-матер главы государства и узнать, как он учился, посмотреть его зачетку, которая, возможно, всё ещё пылилась в архиве. Но, обратив внимание, что Бакиеву на получение диплома потребовалось двенадцать лет, эту идею отбросил. Вряд ли подобная учёба президента могла хоть кому-нибудь стать достойным примером для подражания. Поэтому о такой учёбе лучше было промолчать.
В нынешнем году, по данным Центра оценки и образования, барьер в 110 баллов преодолели почти 30 тысяч школьников. При том, что государство предоставляет в вузах порядка 5,5 тысячи бюджетных мест, можно было бы планку смело поднять, скажем, до 130 баллов. В таком случае претендентов на бесплатную учёбу оказалось бы чуть более 19 тысяч. Так и из них, наверное, можно было бы выбрать достойных. Но мы – государство социальное, как не забывают нам напоминать, и властные люди уверены, что в вузах должны учиться даже те, кто на это не способен. При этом не звучит вопрос: почему бы им не пойти в колледжи, чтобы приобрести рабочие специальности? На этот вопрос правительство предпочитает не отвечать, иначе затем придётся рассуждать, что чем больше рабочих будет в стране, тем проблематичнее будет их обеспечить рабочими местами. Хотя и люди с дипломами тоже не всегда получают доступ к работе.
Первый тур приема в вузы уже завершился. На платформе «Абитуриент Online» оказались зарегистрированными 30 173 талона, поданные в 64(!) высших учебных заведения. К зачислению система рекомендовала 17 694 заявителя. Минобразования сообщил: «Желание обучаться в выбранных вузах по заявленной специальности подтвердили 10 927 абитуриентов. Из них 2 301 будут обучаться на бюджетных местах, 8 626 – на контрактных». Впереди ещё два тура зачисления.
Александр НИКСДОРФ.