Совсем не в праздничной и далеко не в спокойной обстановке встречают свой профессиональный праздник, выпадающий на первое воскресенье июля, кыргызстанские медики. Нагрянувший с марта вирус не даёт никому безмятежно жить – заболевших становится всё больше.
На одном из последних заседаний Республиканского оперативного штаба премьер-министр Кубатбек Боронов заявил, что нынче один из важнейших вопросов для системы здравоохранения – формирование резерва медицинских работников и их обучение. Глава правительства напомнил, что необходимо качественно и своевременно реализовать один из пунктов решения Совета безопасности, касающийся подготовки резерва медицинских специалистов.
«Сегодня система здравоохранения в связи с резким увеличением числа больных коронавирусом в Бишкеке испытывает определенную нагрузку. Медицинские работники работают круглосуточно и на износ. Кроме того, в последние дни увеличилось число зараженных медицинских работников. Это повлияло на работу системы здравоохранения», – отметил глава правительства. Поэтому нужно срочно на фронты войны с вирусом направлять новых бойцов – в короткий срок следует подготовить работников из числа сотрудников медицинских образовательных учреждений и из обучающихся в интернатуре и ординатуре медзаведений. И это при том, что у нас в стране кто-то предложил ординаторов обучать не два года, как было в течение многих лет, а четыре. Куда, мол, им торопиться, пусть не спеша ума-разума набираются. Они бы и не торопились, а тут вдруг напасть такая…
«Крайне важно подготовить резерв медицинских кадров во всех областях, – заявил премьер. – Наша система здравоохранения должна быть готова к возможному увеличению числа заболевших в осенне-зимний период». Так и слышится, что к тому времени нынешние врачи уже работать не смогут и потребуются новые.
Но раз правительство сказало, что надо готовить медиков, значит, надо. Я обратил внимание на прозвучавшую чуть ранее инициативу Министерства здравоохранения по подготовке медиков для отдалённых районов – нужно же обеспечивать врачебными кадрами организации здравоохранения глубинку. Говорят, что сохраняется значительный географический дисбаланс в обеспеченности врачами между городом и селом. Не хотят выпускники вузов возвращаться на малую родину. Хотя, если оглянуться вокруг, то оттуда, мягко говоря, сбежали в города не только обладатели дипломов. Поэтому есть у медицинского начальства желание несколько отрегулировать прием абитуриентов в вузы республики. Под это дело в ведомстве разработали проект постановления правительства.
В настоящее время медицинскую помощь населению республики оказывают 13 765 врачей. Это получается по 21,5 на 10 000 населения. Говорят, что маловато будет, поскольку эксперты Всемирной организации здравоохранения утверждают, что для обеспечения хотя бы базового уровня медпомощи необходимо, чтобы этот показатель был 23. При этом самый высокий коэффициент обеспеченности врачами отмечается в Бишкеке и Оше – 22,8 и 24,1 соответственно, а в отдельных сельских и труднодоступных районах этот показатель оказался менее 7. Но неплохо было бы учитывать, что сия арифметика может быть верной только при учёте, что все наши граждане находятся в стране и там, где они зарегистрированы. Ведь не секрет, что многие числятся в селах, а пороги поликлиник обивают в столице. Если же вдобавок вспомнить, что практически миллион кыргызстанцев покинули родные края в поисках лучшей жизни (вернулись-то совсем немногие), то и показатели становятся совсем иные – более 25-и, а значит, картина сразу меняется и врачей у нас уже не дефицит, а избыток. Видимо, поэтому их в мирное время и не ценят. Но нынче же на дворе совсем иная картина – вирусная напасть. Вот и решают чиновники, что нужно активнее работать с органами местного самоуправления и местной госадминистрацией для привлечения молодых врачей. Их следует обеспечивать жильем, земельными участками, а также социальной поддержкой – подкидывать топливо, предоставлять льготы на электричество, предоставлять места в детских до-школьных учреждениях, не забывать о надбавках к зарплате.
Главное при этом указывать выпускникам, не желающим возвращаться домой, на закон, в соответствии с которым те из них, кто обучался на бюджетной основе, обязаны по направлению отработать не менее двух лет в регионах. В случае отказа от работы по направлению выпускник, конечно же, имеет право свободного трудоустройства. Правда, только после возмещения полной стоимости обучения, так, если бы он учился по контракту.
Предлагаемым проектом постановления делается акцент на целевую подготовку из числа абитуриентов из отдаленных, приграничных, труднодоступных регионов, которые по окончании учебы будут возвращаться в регионы и работать по полученной специальности. Главное при приёме абитуриента следует обращать внимание на то, откуда он приедет учиться, ну и чтобы у него количество баллов, набранных на общереспубликанском тестировании, было не меньше определённого норматива, составляющего в последние годы 110 (притом что лучшие набирают более 220-и).
В последние годы в республике расплодилось множество вузов, готовящих медиков. Какие из их стен выходят специалисты – однозначно сказать трудно, но, судя по жалобам больных, многим эскулапам они своё здоровье доверять опасаются – не все студенты учились прилежно и вгрызались в гранит науки, точнее – в глубокое познание хрупкого человеческого организма.
Вспоминаю, как будучи в дальней стране с высокоразвитой медициной, узнал, что там большая нехватка врачей. Это меня удивило. Ведь, в отличие от наших реалий, медики там не сетуют на мизерные зарплаты, а весьма уважаемы и высокооплачиваемы. «Неужели выпускники школ не желают поступать на медицинские факультеты?» – поинтересовался я. Ответ меня поразил: «Чтобы поступить на врачебные специальности, нужно на тестах набрать примерно в полтора раза больше баллов, чем, например, требуется для поступления на юридические, экономические или инженерные факультеты. Врачами могут стать только те, кто очень хорошо учился в школе».
Представил, что подобный подход был бы у нас, и в вузы на врачей принимали бы действительно лучших выпускников школ. Но тут же отбросил эту мысль. Ведь для подобного в стране нужно изменить всё. И не только пренебрежительное отношение к медикам, а просто отношение к людям. Если бы жизни наших граждан действительно ценились, то и те, кто заботится о человеческом здоровье, тоже были бы в почёте. А то зачастую создаётся впечатление, что врачей у нас принимают просто за обслуживающий персонал, что-то на уровне официантов в ресторанах. Пока же образцы для подражания – таможенники, прокуроры, налоговики. Медикам о такой «достойной» жизни, как у этих господ, остаётся только мечтать и надеяться, что на них будут обращать внимание не только во времена пандемии.
Александр НИКСДОРФ.