Об авторе: Дж. Атабеков окончил Киргосуниверситет

в 1962 г., ВДШ МИД СССР в 1971 г., служил в советских посольствах на Кубе, в Гвинее – Бисау, Кабо Верде, Уругвае,  Центральном аппарате МИД на Смоленской, советник I класса. Публиковался в мидовском вестнике «Внешняя политика», журнале NATO raview (англ.), кыргызских республиканских СМИ. Экс-заместитель министра иностранных дел КР, 1-й посол КР при ООН

(1992 г.), участник многих международных форумов по линии ООН, ЮНЕП, конференции «50 лет Маршал Центру». Вел переговоры от имени руководства КР в штаб-квартире НАТО. Автор учебного пособия English through International Diplomacy, книги воспоминаний

«Грани одной судьбы». Имеет государственные награды, читал лекции в вузах, в том числе в дипакадемии МИД.

В юбилейную 75-ю годовщину Великой Победы Советского Союза над фашистской Германией, обремененную злосчастной, глобализировавшейся пандемией коронавируса, здравая человеческая память более обостренно чем прежде обращается к сути и значению своей Победы 9 мая 1945 года и бесповоротно убеждается в том, что это было и остается величайшим историческим завоеванием советского многонационального народа-победителя. В сознании его правопреемников и потомков великой грядой, от края и до края, живет светлый, героический образ 27-и миллионов лучших сыновей и дочерей их любимой Родины, павших в боях, но отстоявших мир, независимость и благополучие оставшихся в живых и их грядущих поколений.

Два фундаментальных фактора – Победа и цена за неё – воспринимаются исторической хроникой и честными, порядочными гражданами по всему миру как величайший эпизод XX века, главным творцом которого был и остается советский народ. Но вот реалии последних евроатлантических политических процессов стали тенденциозно демонстрировать наглые измышления, поставившие реальные факты прошедшей войны с ног на голову. Англо-американская вкупе с европейской антироссийская информационная машина стала не только передергивать и выворачивать наоборот действительность и обстоятельства войны, но и утверждать, например, что не Германия напала на СССР, а Советский Союз напал на Германию, и еще всякую сумасбродную чушь собачью. Эти наветы уже обретают черты политической кампании, преследующей цель, как мне кажется, произвести кардинальную политическую ревизию незыблимой правды истории Великой Отечественной войны, пересмотреть её итоги и даже узурпировать роль её победителя. Ну, подобное допустимо лишь отрешенному от реальности туберкулезному сознанию либо как специально спланированная враждебная акция, напрямую подрывающая святую память о жертвах войны, нагло растаптывающая чистые, патриотические  чувства всех народов бывшего СССР… Будь наше морально- политическое представление об исторической правде времен войны таким же преднамеренно авантюристическим и откровенно вероломным, можно было бы с неменьшим успехом подорвать идею об открытии второго фронта, поступление в СССР снаряжения, сырья и материалов США по «ленд-лизу», развенчать их скрытые «собственные интересы – защитить себя руками других и максимально сохранить свои силы… Можно было бы подвести под решение США и Великобритании участвовать во встречах Большой Тройки умозаключения, морально и психологически дезавуирующие государственное и личностное достоинство Рузвельта и Черчилля. Но это ниже нашей человеческой порядочности.

В связи с вышеизложенным мозг настойчиво будоражит крамольная мысль о том, что советская и российская военно-политическая доктрина, информационно-публицистическая и обществоведческая науки, философские, академические, педагогические и политологические организации и учреждения, равно как и спецслужбы, не оказались достаточно прозорливыми и способными (возможно, они даже отдаленно не допускали такой мысли), чтобы превентивными, долгоплановыми действиями вовремя разглядеть и предотвратить или хотя бы сдержать начинающуюся кампанию по переписыванию истории Великой Отечественной войны еще в зародыше. Теперь указанные институты, ведущие информ-агентства, печать РФ заняты опровержением каждой новой чуши, с одной стороны (скажем, обвинений в выдвижении Россией своих границ к границам НАТО) и оправдыванием себя. Словом, в историю Великой Отечественной войны и Великую Победу стали настойчиво проникать взрыво-опасные идеи.

Итак, по-порядку:

21 июня 1941 года произошло вероломное нападение на СССР фашистской Германии, замыслившей успешно завершить войну в режиме «блиц» уже к концу того же месяца. Для такой уверенности у Гитлера были серьезные основания: достаточно высокий по сравнению с остальными европейскими странами военно-промышленный и экономический потенциал, превосходно оснащенная и традиционно дисциплинированная армия, вся Европа с Испанией и Италией, как её правофланговыми, доминообразно павшая к его ногам. Фашистской  элитой уже двигало мифическое, болезненное убеждение о, якобы, ниспосланном арийцам свыше национальном умственном, нравственном, организационном превосходстве над всеми остальными народами – людьми второго сорта, как они их считали. Но не тут то было! Рейх рухнул под ударной силой Советской Армии.

Наша Победа воскрешает в народной памяти двуединое чувство: безмерную боль за миллионы бойцов и командиров, погибших на полях сражений, и гордость за Великую Победу в Великом правом деле Великого народа! Народа, который в силу известных общественно-политических процессов трансформировался в Содружество Независимых Государств. Факты свидетельствуют о том, что для преобладающего большинства народов бывших советских республик

9 Мая 1945 года и впредь будет великим праздником, напоминая о бессмертных героях войны и об их общей исторической Победе. Великая Отечественная война за эти 75 лет с точки зрения её публичной хронологии и антологии, думаю, расписана в полном объеме. Одним словом, про войну уже все казалось бы сказано… Однако сегодня на европейском, а также общемировом политическом небосклоне замаячили новые формы дискредитации итогов ВОВ. Масштабы этой акции требуют объединения воли всех честных людей. Более того, раз начата атака на кровные завоевания наших  отцов, дедов и прадедов, не пристало нам «отсиживаться в окопах». Взаимные обязательства, заложенные в международных, региональных, специализированных организациях и учреждениях – ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, ШОС, даже БРИКС и других меньших по формату и целям политических объединений, при определенной сконцентрированной работе с ними могли бы быть полезны в этом направлении. Речь в данном случае могла бы идти о согласованной с ними международно-политической платформе, которая затем могла бы быть доведена до внимания Генерального секретаря ООН с просьбой распространить её среди всех членов организации в качестве официального документа и как принципиальная политическая позиция поддержавших её государств. Такая процедура предполагает предварительно согласованную дипломатическую работу в системах, соответствующих МИД и, естественно, в ООН. Важность и необходимость подобных действий неоспоримы: они опровергают исковерканный взгляд на основные реалии войны и её результаты, препятствуют осуществлению далеко идущей «их» стратегической задачи – насадить и закрепить в нынешнем североамериканском, англо-саксонском, восточно-европейском, тевтонском, словом, западном интеллектуальном, националистическом и официальном сознании искаженное понимание реальностей всеобщей истории. На этом подрывном пути, например, превозносится роль США против  умаления и даже предания забвению роли СССР, который к тому же акцентированно представляется в качестве агрессора, оккупировавшего ряд европейских государств, на одну политическую доску ставятся Сталин и Гитлер… Эти и им подобные псевдозаключения составляют главную ось вышеупомянутой информационно-психологической кампании Запада и его восточно-европейских подпевал вместе с националистической Украиной, преследующих одну объединительную цель – окончательно выбить Российскую Федерацию из обоймы потенциальных конкурентов и соперников в мировых делах.

Опасения исторически заложенных в России великих возможностей, всегда существовавшие в западных представлениях, наглядно подтвердила и Красная Армия, одна сбившая арийскую спесь и сама создавшая военно-тактические предпосылки для взятия Берлина. США и Велико-британия, отсидев три года и убедившись в неминуемости разгрома Германии Советским Союзом и в том, что Берлин падет и без них, стали «двигать» второй фронт. То есть, останься они в сомнениях по поводу исхода войны и захвата Берлина бойцами-красноармейцами, открытие этого фронта так и продолжило бы фигурировать в обещаниях.

Когда вся огромная страна встала на смертный бой против немецко-фашистских захватчиков, Киргизская ССР, как  и остальные союзные республики, также внесла свой вклад в общую борьбу  и общую Победу. На фронт было мобилизовано свыше 360 тысяч кыргызстанцев, 72-м из них присвоено звание Героя Советского Союза, неувядаемой славой покрыла себя 8-я Гвардейская панфиловская дивизия, героические бойцы которой, кыргызстанцы и воины других республик Средней Азии, ценой своих жизней не пропустили на Москву у Дубосеково танковую колонну врага, сорвав тем самым наступление фашистов на столицу нашей Родины. Кыргызская советская общественность хорошо знала, а сегодня кыргызский народ помнит и дорожит памятью своих героических предков, в том числе самоотверженным трудом рабочих и колхозников, днем и ночью обеспечивавших оборонные задачи тыла.

Годы независимости, суверенизация бывших союзных республик, рассекречивание различных документов, а также активная поисковая деятельность дали возможность установить  имена героев, до сей поры считавшихся пропавшими без вести, восстановить реальные события боевых действий. Такая публичная и волонтерская активность заслуживает всяческой поддержки как результативный вклад в дело восстановления исторической справедливости и достоверности прошедших боевых событий. Меня в связи с этим всегда наполнял чувством гордости и вдохновения, особенно в школьные годы, подвиг А. Матросова, которого советская школа представляла как самого первого бойца Советской армии, совершившего героический поступок. Так его воспринимали все советские школьники. Но когда стало известно, что почти на полгода раньше него, 6 августа 1942 г., под Воронежом вражескую амбразуру своим телом закрыл 19-летний Чолпонбай Тулебердиев, очень захотелось понять, почему пьедестал воинской славы и исторической правды миновал моего земляка как воина, первым совершившим такой подвиг. Фронтовой подвиг бомбардировщицы Е. Пасько из иссык-кульского села Липенка, уничтожившей немало немецкой техники и фашистов во время не одного десятка боевых вылетов; сын дунганского народа Мансуз Ванахун, взорвавший блиндаж с боеприпасами,  пятьдесят ворвавшихся к нему немецких солдат и… себя; поступок простой кыргызки из села Курменты, организовавшей и воспитавшей в местном детском доме 150 детишек, эвакуированных из блокадного Ленинграда. «Маму Тоню» до сих пор помнят оставшиеся в живых воспитанники, многие из которых обрели родной кров в Кыргызстане… Этими единичными подвигами не исчерпывается героизм наших земляков. Они и память о них живы в нынешнем постсоветском пространстве.

Память, которая, думается, должна поработать так, чтобы ни сегодня, ни завтра, повторю, никому не взбрело в голову посрамить подвиги и имена наших славных героев.

Достоянием гласности в последние годы становятся подрывные, изменнические замыслы так называемых соратников по антигитлеровской коалиции. Стало известно, что двумя из троих членов антигитлеровской коалиции – США и Великобританией – еще до начала Второй мировой войны, в глубокой тайне, был согласован секретный стратегический план уничтожения Советского Союза – позже третьего члена коалиции, и создания за счет этого военно-политического и экономического придатка «великой Германии».

По сути вопроса и по времени достижения этого англо- американского сговора политический курс западных государств во главе с США и Великобританией против советских республик был замыслен и подспудно проводился уже в первые годы после Октябрьской революции. Его основу сформировали тогдашнее министерство иностранных дел Великобритании и очень хорошо известный Дж. Керзон в своем сугубо антисоветском ультиматуме еще в 1923 году.

Джумакадыр АТАБЕКОВ.