И никакой коррупции…

Центр «единого окна» МВД заработал в Бишкеке ещё в прошлом году. Был торжественно открыт, презентован… И по сей день остаётся недоступным для огромного количества граждан. Недоступным – потому что неизвестным.

Когда встаёт вопрос о получении, к примеру, справки о несудимости, народ продолжает в отчаянии и ужасе хвататься за головы: это же сколько времени, сил и нервов надо потратить! Это же какую очередь выстоять! Да и сколько они будут её делать, эту справку? Недели две, не меньше! Как же не хочется туда ехать!

Стоп. «Туда» — это куда? Народ упорно продолжает ездить на улицу Раззакова. В то милицейское здание, где со скрипом можно было получить эту справку до осени 2018 года.

 С тех пор там справки не выдают

Выдают их теперь в здании ГУВД Чуйской области. В Центре предоставления государственных услуг Министерства внутренних дел Кыргызской Рес­публики (так этот центр официально называется). Кроме пресловутой справки о судимости (точнее, о её отсутствии) в центре, работающем по принципу «единого окна», можно получить разрешение на сопровождение опасных и взрывчатых грузов, разрешение на приобретение оружия, а также легализовать документы путём проставления апостиля.

Народ у нас в Кыргызстане недоверчивый. Сначала и слышать не хочет ни о каком вновь открывшемся центре и упорно идёт на старое место выдачи справок. Потом, удостоверившись, что справки на старом месте не выдают, разочарованно изрекает: «Ну вот, место поменяли, а суть-то наверняка прежняя осталась».

Давайте проверим

Центр предоставления государственных услуг, Бишкек, улица КурманжанДатки, 115. Будний день, 11 часов утра. Открывая дверь, ожидаешь увидеть здесь привычную картину: толпу раздражённых людей, старающихся пропихнуться без очереди к  крошечному окошку с такой же задерганной кассиршей…

Ничего подобного. Людей немного, и все они спокойно сидят в креслах в ожидании своей электронной очереди. Чего толпиться, если в течение минут десяти, максимум – пятнадцати пройдут все? И на обед центр не закроется. Работает с девяти утра до шести вечера без перерыва и с одним выходным (воскресенье).

Талон электронной очереди получают здесь же, в терминале. Терминалов вдоль стены, кстати, стоит больше, чем людей. Вам достаточно просто внимательно прочесть информацию­-инструкцию на каждом из них – на какую, грубо говоря, кнопку нажать, чтобы «забронировать» ту или иную услугу, и сколько эта услуга стоит.

Деньги – в терминале, талон с соответствующим кодом – у вас на руках. Сидите и ждите. Очень удобно.

— Честно говоря, наш народ и эти удобства не устраивают, — делятся своими наблюдениями девушки-операторы.

— Что же здесь может не устраивать?!

— Одни жалуются, что нет молельной комнаты. Другие возмущаются, что терминал «сожрал» лишние двадцать сомов, и требуют его разломать и вытащить деньги.

— Чудеса! Неужели такие люди приходят?

Приходят, говорят операторы, ещё и не такие. Та же справка о несудимости выдаётся строго лично в руки человеку, о котором в ней написано. Посторонний гражданин может получить её за кого-то исключительно по нотариально заверенной доверенности. И об этом здесь, в центре, кстати, написано на нескольких стендах. И всё равно находятся такие, кто вместо визита к нотариусу предпочитает брать «единое окно» штурмом.

Штурмуют окна и по другому поводу: справка о несудимости (будем уж говорить о ней, потому что выдача именно этих справок среди прочих услуг центра лидирует с большим отрывом) выдаётся на следующий день после подачи запроса.

На следующий! Не через неделю, не через месяц, а завтра! И стоит справка по сравнению со многими другими государственными услугами сущие пустяки – 211 сомов (если она нужна на следующий день). За выдачу справки в течение трёх дней требуется заплатить 106 сомов, а если вы никуда не торопитесь и готовы подождать неделю – не заплатите ни сома.

Но и здесь – разного рода недоразумения: «Почему здесь написано, что справка стоит 211, а на терминале – на несколько сомов больше?

Объясняют: терминалы всегда и везде берут небольшую комиссию. Опять возмущение: «По какому праву?! Написали 211, так и берите 211, и ни сома больше я платить не намерен!»

Другая проблема: «Мне справка нужна сегодня. Сейчас. Сию минуту. До завтра ждать не могу».  Объясняют: сейчас никак не получится. Это же не какая-то малозначимая бумажка. Судимость или несудимость гражданина нужно тщательно проверить. Ошибка многим должностным лицам боком выйдет. Не верят: «А если я пятьсот сомов дам?» — «Да хоть тысячу. Справку получите завтра». – «А если вам от такого-то депутата позвонят?» — «Да хоть от министра».

А на следующий день обязательно кто-то жалуется. У него, дескать, операторы за справку нереальные деньги вымогали. Пятьсот, сказали, мало, и даже тысячей не удовлетворились…

А между тем центр – одно из очень немногих наших учреждений, где коррупция полностью исключена. Она здесь – не поверите! – невозможна. Потому что «живые» деньги здесь вообще не ходят. Всё – только через платёжные терминалы. Которым, разумеется, всё равно, сейчас или сию минуту вам требуется справка, и которые никак вам не помогут побыстрее её получить.

Такой ещё вопрос: что делать, если вы должны были заплатить 220 сомов, но за неимением мелочи загрузили в терминал 250? Кто вам сдачу выдаст, если «живые» деньги в центре не ходят?

Цифровизация в действии: сдача немного погодя обязательно до вас дойдёт в виде загруженных единиц на телефон (не случайно оператор запишет номер вашего телефона – за какой услугой вы бы ни обратились).

В ожидании, пока подойдёт ваша электронная очередь, вы можете, кстати… почистить
обувь. Такой автомат здесь тоже есть. Профессиональная, автоматическая, «цифровизированная» чистка пары ботинок обойдётся вам всего в десять сомов.

Главное, уважаемые бишкекчане и гости столицы, запомните адрес: улица Курманжан Датки, 115. Вход в Центр предоставления государственных услуг МВД КР – чуть севернее входа в ГУВД Чуйской области. Здание то же. Не надо ехать в МВД на улицу Раззакова. Не надо стоять в очереди и упрашивать оператора выдать вам нужную справку «хотя бы через неделю» – за дополнительную плату. Приходите и получайте удовольствие от сервиса…

Только не жалуйтесь. Жаловаться здесь, правда, не на что.

Ольга НОВГОРОДЦЕВА.  Фото автора.