Уже несколько месяцев – с апреля нынешнего года – некоторые кыргызстанские граждане шлют проклятия российскому правительству, ограничившему нашим мигрантам ежемесячные переводы суммой «всего» в 100 тысяч рублей. Возмущающиеся утверждают, что эта денежная планка мешает работающим на чужбине кормить их семьи, оставшиеся в республике.

Прозападные активисты, кричащие, что нас силой затянули в ЕАЭС, неустанно требуют от правительства жёстко поговорить с россиянами, чтобы те не мешали кыргызским мигрантам посылать деньги домой. Депутат Дастан Бекешев, возможно с подачи антироссийских сил, коих в республике предостаточно (другое объяснение трудно найти), выступил, как он сам признался, с «бредовой» идеей не ратифицировать никакие соглашения в рамках ЕАЭС, пока Россия не отменит ограничения.

Несколько раз на эту тему вынужден был заводить разговор с российским коллегой и подталкиваемый к тому премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев.

Буквально на этой неделе на заседании комитета Жогорку Кенеша по бюджету и финансам депутат Марлен Маматалиев из фракции «Республика – Ата-Журт» вновь потребовал объяснений от главы правительства по этому «денежному» вопросу. Пришлось премьеру в очередной раз подробно объяснять парламентариям причины, по которым российская сторона пошла на ограничения, благо, основания для того были. К тому же это не была акция исключительно против нашей страны, мы – не единственные в списке «ограниченных» – здесь же Вьетнам, Китай и Казахстан.

Однако, узнав официальные цифры денежных переводов мигрантов, удивился, почему депутаты так ожесточенно ломают копья из-за этой, как они считают, проблемы. Сколько же наши люди на самом деле пересылают денег? Информация абсолютно открытая. Нацбанк сообщил, что в январе-сентябре 2019 года объем денежных переводов в Кыргызстан достиг

1 миллиарда 780,4 миллиона долларов. Сумма не маленькая, хотя год назад за этот же период было примерно на 200 миллионов долларов больше. Неужели спад произошёл из-за «зловещего» ограничения в 100 тысяч рублей (это, примерно, 1500 долларов)? Оказывается, нет. Если предположить, что только 400 тысяч мигрантов из работающего в России миллиона кыргызстанцев регулярно перечисляли деньги, то получится, что в среднем в месяц они отсылали, примерно, по 500 долларов – треть от разрешенного. В таком случае можно смело всех успокоить и сказать: «Пересылайте больше – резерв ещё есть!»

Так в чём проблема, которую так активно муссируют законодатели? Случайно или нет, но они упорно замалчивают один важный момент – ограничение на размер денежных переводов касается только физических лиц. Тех самых, которые трудятся на просторах России по найму. Говорят, что в среднем они, как и граждане России, зарабатывают по 30-50 тысяч рублей. Думаю, все согласятся, что при таких доходах сложно отсылать домой больше денег, ведь нужно есть-пить и за жильё платить, да и других расходов немало.

Но кто-то же страдает, что не может отсылать более 100 тысяч? Ясно, что это люди, которые занимаются каким-то бизнесом или торгуют на базарах и имеют большие финансовые обороты. У большинства схема проста: получили товар из Кыргызстана, реализовали, а вырученные деньги необходимо вернуть партнёрам домой, чтобы те закупили и прислали новую партию товара. При этом наши «бизнесмены» не хотят регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей и категорически не желают представлять себя в качестве юридических лиц, избегая тем самым уплаты налогов. Получается, что они работают «в тени». На это и указывают россияне. Для нас-то в подобном ничего удивительного нет – у нас так полстраны делают. Исхитриться, чтобы обмануть власть, – одно из любимых занятий наших людей. Порой кажется, что в этом деле отечественные предприниматели стали искусней хитрющего Ходжи Насреддина. Именно об этом без устали кричат те же самые депутаты, требуя от родного правительства вывести всех деловых людей «на свет». Когда же российские власти решили навести порядок на своей территории – на это и направлено ограничение в пересылке «деловых» денег – наши законодатели возмутились.

Вопрос всё-таки остаётся: могут ли кыргызстанцы переводить больше 100 тысяч рублей в Кыргызстан? Оказывается, могут! Правда, только открыв счета в российских банках. А вот это им не очень нравится, поскольку подобная услуга обходится дороже. Но самое главное, для неё требуются некоторые документы, что является проблемой для мигрантов, нелегально живущих и работающих в России. Для тех же, кто работает на законных основаниях, никаких преград нет.

Так неужели наши парламентарии заставляют премьера на высоких встречах с коллегами из России и других стран выставлять себя приверженцем «серой» экономики и защитником нелегальной миграции? По всему так и выходит.

Но, может быть, всё упирается только в одно – желание любыми способами, используя при этом самые нелепые поводы, поскандалить и рассорить Кыргызстан с Россией? Особенно это проявляется на фоне грядущего заключения нового соглашения между Кыргызстаном и США. Тут уж, кажется, западники стараются на полную катушку, чтобы порадовать своих «кормильцев».

Александр Никсдорф.