Не совсем обычная выставка открылась 28 августа в музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева. Называется она «Ретроспектива. Эпоха социализма» и приурочена к Дню независимости Кыргызской Республики.

Более того, по словам директора музея Миры Джангарачевой, выставка – подарок бишкекчанам и всем кыргызстанцам к этому знаменательному дню.

Обретя независимость, бывшие союзные республики отделились и отдалились друг от друга. Однако в последние годы, как сказал на открытии выставки Чрезвычайный и Полномочный посол России в Кыргызстане Николай Удовиченко, наметилась тенденция к сближению, некая ностальгия ныне независимых государств по тем временам, когда они жили одной дружной семьёй. Главная задача выставки – напомнить зрителям, как и чем жили республики-сёстры в годы Советского Союза.

Настоящий художник всегда описывает окружающую действительность так, как он её видит. Художники современные порой видят её весьма искажённо. Советские художники творили в жанре социалистического реализма, который, по мнению многих исследователей (да и простых обывателей) тесно связан с пропагандой, цензурой и прочими неприятными спутниками искусства…

А вот и нет, уважаемые исследователи и обыватели. Представленные в бишкекском музее работы художников социалистической эпохи свидетельствуют: по-настоящему талантливое произведение соцреализмом не испортишь. Единственное, что, пожалуй, объединяет все эти полотна и скульптуры, – оптимизм. Все они пронизаны желанием жить, работать, путешествовать, совершенствовать себя и окружающий мир. А мир этот удивительно разнообразен.

Зал кыргызских художников представлен пейзажами. И изображена здесь природа не только родного Кыргызстана, но и Памира, Крыма и Литвы (художник К. Керимбеков). А С. Чокморов выразил свою любовь к далёкой Японии картиной «Японский натюрморт». На выставке экспонируются картины С. Чуйкова, Г. Айтиева, А. Игнатьева, Д. Флекмана и других выдающихся кыргызских живописцев.

Произведений российских авторов на выставке больше всего. И они интернациональны. Каких только пейзажей, чьих только портретов здесь нет! Российские художники послевоенного времени ощущали себя жителями огромного, безграничного мира со всеми его чудесами. В коллекции музея – полотна Ф. Антонова, М. Бирштейна, А. Дайнеки, А. Лактионова и других.

Картины украинских советских художников наполнены гражданственностью. Главные их темы – осознание человеком себя как части большой страны, чувство ответственности за все происходящие в ней события. Названия полотен говорят сами за себя: «Свежий номер газеты» Ю. Щербатенко, «Первый полковой» М. Гуйды, «Массовый 110-километровый пробег в честь освобождения Одессы» Л. Дульфана… Но это – только названия. А картины стоят того, чтобы их увидеть.

Яркое, самобытное, пёстрое искусство Советской Туркмении очень напоминает туркменские ковры. Туркмения на выставке представлена не только живописью, но и скульптурами. Выпадающими, кстати, из эстетики социалистического реализма. Скульптуры настолько необычны, нестандартны, авангардны, что поневоле начинаешь задумываться: а так ли уж беспощадна была советская цензура?

Латышское изобразительной искусство времён СССР тесно связано, с одной стороны, с русской, а с другой – с западными художественными школами. Художники разные, и картины у них тоже сильно отличаются друг от друга. С одной стороны – «Поющая молодость» Р. Валнере или «Курземские колхозники» У. Земзариса, которые не оставляют сомнений, что дело происходит в Советском Союзе. А с другой стороны – пейзажи А. Аргумса или К. Мелбардзиса, которые явно совсем из другой, западной «серии»…

Об эстонской живописи разговор отдельный. Её словами не опишешь. На неё надо внимательно, вдумчиво смотреть.

Художники Советской Эстонии, отчасти повинуясь соцреализму, стремились философски осмыслить действительность, постичь её глубинную суть.

На выставке представлены все 15 союзных республик, которые давно уже – самостоятельные, независимые государства. Но картины 60-70-х годов прошлого века, созданные лучшими представителями разделившихся народов, дают понять: между нами гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. И очень может быть, что когда-нибудь мы всё-таки придём к осознанному сближению. Не растворению друг в друге, а равноправному братству, в котором страны и народы обмениваются друг с другом тем лучшим, что у них есть.

Выставка продлится до 29 сентября.

Ольга НОВГОРОДЦЕВА.