13 августа 69-летняя токмокчанка с удовольствием разрешила симпатичному мальчику помочь ей донести до дома тяжёлую сумку с продуктами. А дома недосчиталась 3 тысяч сомов, которые «помощник» вытащил у неё из кошелька.

Сразу несколько жителей села Петровка Московского района в августе обратились в милицию с заявлениями о кражах. Из домов пропадали дорогие сотовые телефоны – всего около десяти на общую сумму более 125 тысяч сомов. К этим кражам тоже оказались причастны подростки, младшему из которых – 14 лет.

В Московском же районе двое 16-летних парней угнали автомобиль.

В Канте 14-летний мальчик изнасиловал 13-летнюю девочку. Потом велел ей идти домой, привести себя в порядок и никому ничего не рассказывать. И если бы она не пожаловалась тёте, никто так ничего бы и не узнал.

3 августа житель Кара-Балты сел в попутку до Беловодского, по дороге был жестоко избит, ограблен и выброшен из машины. Милиция задержала грабителей, одному из которых не исполнилось 18, а значит, в соответствии с Кодексом о детях, он тоже считается ребёнком…

Раньше такими «детьми» и их «шалостями» занимались сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних. Теперь это дело службы общественной безопасности. Сотрудники СОБ ГУВД Чуйской области за лето провели три рейда, направленных на профилактику, в том числе, подростковой преступности.

— Последний рейд, – рассказывает начальник отдела СОБ подполковник милиции Сагынбек Толомушев, – прошёл с 14 по 16 августа. Назывался он «Попрошайка», но интересовались мы не только попрошайками. Ещё и раскрыли 18 преступлений, совершённых подростками, составили 7 протоколов на родителей, 12 несовершеннолетних поставлены на учёт в ИДН.

Кроме сотрудников милиции, в рейдах участвовали представители органов соцзащиты, образования, здравоохранения… В общем, детей и подростков стараемся контролировать всем миром. По нынешнему законодательству субъектами охраны общественной безопасности являются все государственные и негосударственные органы и службы. И даже рядовые граждане. И даже иностранцы, временно находящиеся в нашей стране.

— Необходимость, наверное, назрела – всем миром контролировать? Что ни день, то что-нибудь происходит. Подростки грабят, разбойничают, убивают, насилуют – или, наоборот, сами становятся жертвами преступлений. Безнадзорные, гибнут под колёсами авто, тонут, попадают в больницы с различными травмами и увечьями. Чем дальше – тем больше всего этого…

— Если исходить из статистики, – говорит подполковник Толомушев, – у нас в Чуйской области далеко не самое плачевное положение. Но радоваться особо нечему. Ещё чуть-чуть – и совсем упустим подрастающее поколение. А сегодня упустим детей – завтра упустим страну. Представьте, что будет твориться лет через 15-20, когда наши «бесхозные» дети вырастут!

— Попрошаек много выявили?

— Не очень. Но мы не учитываем Бишкек. Ошский рынок, «Дордой» – вот где их больше всего.

— Есть мнение, что попрошайничать детей заставляют взрослые, как правило, посторонние. И потом отбирают у них деньги…

— Мы с таким не сталкивались. Наши чуйские маленькие попрошайки занимаются этим некрасивым делом по собственной инициативе. От безысходности. Родителей или нет, или они крайне неблагополучные, пьющие. Дома нечего есть, не во что одеться.

— И как вы поступаете с такими родителями? Наказываете?

— Зачем? Основная функция нашей службы – не карательная, а профилактическая. Главная задача – обратить внимание соответствующих служб на такие неблагополучные семьи. Если органы опеки, грубо говоря, ничего не видят и не слышат – мы стучимся. Кричим им прямо в уши: «Действуйте!»

Что тут можно поделать? Найти родителям работу, помочь углём или дровами, с ремонтом дома помочь, поставить на учёт и больше не упускать из поля зрения. Если вовремя спохватиться и начать принимать какие-то меры, ребёнок больше не будет попрошайничать. А в дальнейшем не пойдёт воровать, грабить или убивать.

— Воруют и грабят тоже от безысходности? Потому что нечего есть?

— Вы знаете, далеко не всегда. Часто сталкиваемся с такими случаями, что подросток крадёт или открыто отбирает у кого-то на улице мобильный телефон… А дома у него ещё 15 телефонов лежат. И вообще дом – полная чаша.

— Зачем же он тогда преступление совершает?

— От недостатка воспитания. От вседозволенности. От безнаказанности. Многие родители считают своим долгом обеспечивать своих детей материально. Это, по их убеждению, и называется воспитанием. В результате сын или дочка с малолетства думает, что в жизни всё решают деньги. И очень плохо себе представляет, что такое хорошо и что такое плохо. Вот с родителями таких подростков работаем жёстко. На них целиком и полностью лежит вина за то, что ребёнок растёт… не таким, как надо.

— Что ещё вы проверяли в ходе рейдов?

— Проверяли, чем вообще занимаются дети и подростки во время школьных каникул. Не привлечены ли они к тяжёлым работам? А есть и нетяжёлый труд, которым несовершеннолетним категорически запрещено заниматься. Торговать алкоголем, например, или подрабатывать продавцом в секс-шопе.

— У нас и такие есть?!

— В нашей области, к счастью, не выявлены.

— Вы говорили про законодательство относительно субъектов охраны общественного порядка. Объясните, пожалуйста, что это значит.

— Это значит, что следить за порядком и заниматься профилактикой правонарушений должны все. А не только милиция.

— То есть, если на моих глазах происходит что-то противоправное, я могу вмешаться и как-то на это отреагировать?

— Не только можете, но и должны. Не обязательно напрямую вмешиваться, особенно если такое вмешательство способно как-то вам навредить. Но реагировать обязаны. Набрать номер «102». Если речь идёт о селе, посёлке – обратиться к участковому.

— Очень многие граждане у нас живут по принципу «Моя хата с краю, ничего не знаю». Предпочитают не лезть не в своё дело. Вот и в отношении детей: видят соседи, что за стенкой родители морят голодом или избивают сына или дочь. Или кормят и не избивают, но совершенно не занимаются их воспитанием. Кому же надо влезать в чужую семью, беспокоиться о чужих детях? Соседи, учителя, коллеги, знакомые молча наблюдают и не лезут.

— Они, наверное, не знают, что теперь это противозаконно.

Ольга НОВГОРОДЦЕВА.