Не так давно на джайлоо Солтон-Сары в Нарынской области у одного из чабанов померли бараны. Сразу двадцать два самца прекратили земное бытие не по воле их хозяев, а самостоятельно. Событие печальное и для владельца животных неприятное. Ведь для одних барашки – это только вкусное мясо, а для других – деньги. И терять их никому не хочется.

Как сейчас принято, видео произошедшего пострадавший опубликовал в социальных сетях. Причём картинка была смонтирована таким образом, что были показаны взрывы на близлежащем месторождении, и одновременно на кадрах можно было лицезреть павших и агонизирующих баранов. Интернет-пользователей боорсоками не корми, дай только прокомментировать увиденное. Многие тут же высказали безапелляционное предположение, что причиной падежа овец могут быть исключительно взрывные работы на золоторудном месторождении, к чему собственно картинка их и подталкивала.

Местные жители возмутились и начали митинговать. Собравшись у здания областной администрации, люди категорически заявили, что компания Jhong ji Mining, та самая, которая и разрабатывает месторождение, загрязняет воду, из-за чего на пастбище массово гибнет скот. Они потребовали остановить деятельность китайских инвесторов. Что с того, что в этой компании сейчас работают порядка 160 жителей из ближайших сел? Всех местных работников фактически потребовали разогнать по домам, иностранцев отправить из страны, горы оставить в покое.

В аппарате уполномоченного представителя правительства в Нарыне на случай с животными отреагировали – народ волнуется, заметив при этом, что падеж мелкого скота зафиксирован только у одного чабана. Там заявили: «Причина гибели выясняется. Пока не можем сказать, это из-за воды, взрывов или, может, неправильно их лечили. Дело в том, что умерло более 20 животных только в одной кошаре. Соседний скот в целости и сохранности». Но сельчанам, чтобы начать протестовать против китайского инвестора, работающего на золоторудном месторождении Солтон-Сары, достаточно было и единичного повода.

О том, что любимым развлечением жителей мест, где начинается поиск или добыча полезных ископаемых, являются выступления против инвесторов, знают все. В лучшем случае обходится только митинговщиной, в худшем – рукоприкладством, сопровождающимся не только поколачиванием работников, но поджогами и уничтожением имущества горнорудных компаний. Поэтому никто даже не удивился, что начались выступления жителей близлежащих сел Мин-Булак и Эмгекчил. Люди, встревоженные ситуацией, потребовали остановки деятельности золоторудной компании, посчитав, что именно разработчик месторождения загрязняет воду, из-за чего гибнет скот.

Китайцы сразу отреагировали на произошедшее. На своей официальной странице в социальной сети они написали, что компания не имеет отношения к массовой гибели скота в количестве 22 голов. Они сослались на экспертов, посчитавших, что здесь скорее всего есть какое-то вирусное заболевание, распространяющееся только на самцов баранов, которые в течение суток умирают. Компания выразила сочувствие хозяину двора, в котором погиб скот, и попросила установить истинную причину падежа. При этом инвестор выразил готовность возместить ущерб, если подтвердится, что падеж скота стал следствием их работы.

За дело взялась Госинспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности.

Заместитель директора ведомства Кумар Исаков на пресс-конференции в Доме правительства попросил обратить внимание на подозрительный факт, что из 27 отар, располагающихся в том районе, падеж скота произошел лишь в одной из них и погибли только самцы. Он сообщил, что в двух исследованных тушах были найдены мышь-

як и нитрат, инфекционных заболеваний у скота не обнаружено. По предварительному диагнозу, скот гибнет из-за отравления этими веществами. При этом высказал крамольное подозрение, что это было специальное отравление. Чиновник мог бы добавить, что налицо просто гендерный бараний геноцид, но не стал, посчитав, что и так сказал слишком много. К тому же подобные заявления вряд ли могли понравиться сельчанам. Они-то уверены, что весь ужас с животными сотворили горняки.

Чтобы как-то успокоить жителей, к ним из Бишкека отправилась солидная делегация во главе с первым вице-премьер-министром Кубатбеком Бороновым. Он не только встретился с местными жителями, но и посетил месторождение. Народу правительственный чиновник сообщил: «В деятельности компании есть ряд нарушений, по ним соответствующие государственные органы проводят работу, дают предписания с требованием все исправить. Самое главное, чтобы деятельность компании не наносила вред здоровью людей и экологии. Компания будет вести свою работу согласно законам страны. Эти моменты мы возьмем на контроль». Трудно сказать, проняли ли эти слова митингующих. Им по-любому работа компании не нравится, даже если она и ведется в рамках закона.

На встрече присутствовал и глава Госинспекции ветеринарной и фитосанитарной безопасности Калыс Жумаканов. Он сообщил: «По падежу скота в Солтон-Сары проведены экспертизы, в том числе анализы на паразитарные болезни скота, почвы и воды. По результатам проверок установлено, что две трети погибли из-за паразитарных болезней легких, печени и кишечника. Профилактические работы по вакцинации скота не были проведены в полной мере. Такая ситуация наблюдается и в других местах. Если не проводить соответствующую вакцинацию, будут еще случаи падежа скота. Поэтому граждане должны осознанно подходить к решению этих вопросов».

Чтобы уже совсем добить сельчан выступил глава Государственной санитарной и эпидемиологической службы Толонбай Исаков, сообщивший, что по результатам анализа воды и почвы следов цианида не обнаружено, никаких токсичных веществ при проведении работ китайской компании Jhong ji Mining, способных повлиять на состояние здоровья людей и скота, не выявлено. Он также добавил, что уровень радиации на месторождении и джайлоо Солтон-Сары соответствует нормам.

Подобное заявление людей расстроило. Ведь, по их разумению, виновными следовало объявить китайцев, а это не прозвучало. Мало того, стрелки перевели на самих жителей. Разве этого ждали от больших чиновников? Мы же в принципе сами никогда ни в чем не виноваты – мы всегда правы, и легко готовы найти крайнего, на кого можно свалить все свои огрехи и промахи, причём во всём. Это из серии присказок «если в кране нет воды…», то мы точно знаем кто её выпил.

Но не зря же высокие начальники приехали в такую даль. Они рассказали местным жителям, что китайской компании даны соответствующие предписания и по ним периодичность взрывных работ будет изменена. Отныне взрывать горы станут по новой системе – не более 2-3 раз в неделю, при этом компания должна заранее предупреждать жителей о предстоящих работах. Возможно, это поможет людям не так пугаться грохота, а может быть, чтобы овцы меньше реагировали на происходящее, для них придумают какие-нибудь беруши. Скажут готовиться к взрыву, чабаны тут же вставят барашкам затычки в уши и пусть животные спокойно пасутся на травке.

Отдельно вице-премьер-министр поручил организовать гражданскую группу по мониторингу устранения недоработок, выявленных в ходе проверки соответствующих ведомств. В состав этой группы будут включены по два жителя айылных аймаков Мин-Булак, Эмгекчил и представители Государственной инспекции по экологической и технической безопасности для соблюдения соответствующих норм.

Говоря о работе правительства по привлечению иностранных инвестиций Боронов заявил, что если каждый раз местные жители будут заявлять и требовать закрыть какие-либо предприятия, то о каких инвестициях и социально-экономическом развитии страны может идти речь? По его мнению, если компания или предприятие ведет свою деятельность в рамках законодательства страны, соблюдает все экологические нормы, нужно дать возможность им работать.

Не осталось в стороне и руководство Госкомитета промышленности, энергетики и недропользования. В ведомстве же знают, как нужно вести дела с местным населением. На их страничке в Интернете даже размещено «Руководство по управлению конфликтами в горнодобывающей отрасли Кыргызской Республики». Представлено оно на четырех языках – кыргызском, русском, английском и китайском. Сразу подразумевалось, что когда китайцы только собирались приступать к разработке месторождения, то они должны были прочитать информацию о проведенных исследованиях скандалов, о выработанных по этим случаям рекомендациях, твердо уяснить их и знать, что спокойной жизни им в республике никто не гарантирует. Мало того, что они создадут рабочие места, станут платить налоги в государственный бюджет, так будут обязаны заниматься социальной поддержкой местного сообщества и, взяв на себя обязанности местной власти, у которой то денег нет, то умения и желания не хватает, заниматься развитием инфраструктуры сел.

Не знаю, хорошо ли инвестор всё это усвоил, но в данном случае им вменили и обязательное формирование позитивного имиджа компании. Не добровольно, а в обязательном порядке. Для чего председатель ГКПЭН Эмиль Осмонбетов встретился с представителями компании и предложил им всё-таки выплатить компенсацию за падеж скота местным жителям. При этом неважно – виновата компания или нет. Заплатите и всё! Без этого, как было замечено, с имиджем будут проблемы. Золотодобытчики, за время работы в республике уже понявшие принцип взаимоотношений с властью, перечить не стали и согласились.

Узнав об этом, пользователи социальных сетей сразу предположили, что все исследования ведомственных государственных лабораторий были подтасованы, а китайцы, наверное, всё-таки виновны в гибели баранов, раз пошли на выплату денег.

Теперь пусть правительство думает, что, выкрутив руки инвестору и заставив его выплатить не такие уж и большие деньги, оно, считая, что «заботится» о чужом имидже, сильно подпортило свой, вызвав в очередной раз недоверие общества к деятельности многих своих структур.

Александр НИКСДОРФ.