Весь мир замер в ожидании развязки событий в отношениях между США и Ираном. США грозятся

(и уже не в первый раз) пойти войной на Иран.

Эксперты различного уровня пытаются дать ответ на вопрос: когда американцы начнут военное вторжение в Иран и что будет, если развяжется масштабная война между этими странами?

Оценки возможных последствий войны между США и Ираном, а последствия обязательно затронут соседние регионы и весь мир в целом, звучат самые различные, вплоть до самых апокалиптических. Например, американское издание Vox попросило ряд военных экспертов дать оценку возможной войне с Ираном. Один из них сказал, что это будет «ад на земле» и что полномасштабная война с этой страной унесет сотни тысяч человеческих жизней…

Нашим читателям, не искушенным в международной политике и военных действиях, озабоченных в эти дни способами спасения от долговременной жары, мы постараемся просто и доходчиво рассказать, «что там творится» и какие опасности могут подстерегать наш регион в случае войны в Иране.

Мы не случайно говорим «в Иране», потому что согласно стратегии США все войны эта страна развязывает вне своей территории. Так было во все времена – во Вьетнаме, странах Африки и Юго-Восточной Азии, Югославии, Ливии, Ираке, Афганистане. Словом, везде, где по мнению американцев «нет свободы, нет демократии», зато есть золото, алмазы, нефть, газ и другие ископаемые богатства.

Что поделаешь, дорогой читатель, несмотря на то, что на дворе 21-й век, в мире по-прежнему царит закон силы. Поэтому старую добрую Югославию разбомбили сразу на несколько мелких государств, повесили Саддама Хусейна, разорвали на части М. Каддафи… Зато западные кампании практически бесплатно пользуются их природными богатствами, а Хиллари Клинтон весело смеется и показывает большой палец, комментируя кадры, где озверевшая толпа режет на куски бывшего главу государства М. Каддафи… В те годы в Интернете появились плакаты-карикатуры: вооруженный до зубов американский рейджер тыкает с плаката пальцем – «Если у вас нет демократии, мы идем к вам!»

Однако, несмотря на все былые военные «победы» американцев, Иран является для них очень крепким орешком. Да таким, что при попытке его расколоть США могут растерять все свои зубы в буквальном смысле.

Краткая хронология событий

Итак, отношения между Вашингтоном и Тегераном ухудшились после победы Дональда Трампа на президентских выборах 2016 года в США, когда Трамп обещал выйти из Сов-местного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по Ирану, который 2 апреля 2015 года был подписан в Лозанне официальными представителями Ирана, РФ, США, КНР, Великобритании, Франции, Германии и Европейского союза. Сразу после своей инаугурации Д.Трамп ввел новые санкции против Ирана, а 8 мая 2018 года он заявил, что Соединенные Штаты выходят из СВПД, поскольку эта «атомная сделка», заключенная при Бараке Обаме, – не в интересах США и не препятствует Ирану продолжать разработку ядерного оружия. Уже 21 мая США объявили ультиматум Тегерану из 12 пунктов. Несмотря на эту провокацию, Иран продолжал соблюдать нормы СВПД. А в мае нынешнего года в Персидском заливе непонятно кем были атакованы четыре танкера. США обвинили в этом Иран и официально стали готовиться к военным действиям. Иран заявил о своей непричастности к нападениям на танкеры.

В июне этого года Вашингтон ввел санкции против иранского руководства и военачальников, лишив лидеров исламской республики доступа к международным банковским услугам. В список американцы включили духовного лидера аятоллу Али Хаменеи и высших чинов Корпуса стражей исламской революции – КСИР (КСИР – это, образно говоря, специальные войска Ирана со своей авиацией, кораблями, разведкой и т.д., где важное место занимает идеологическая мотивация военнослужащих.) США объявили КСИР террористической организацией. В ответ Иран признал террористической организацией американское Центральное командование, а США – «государством – спонсором терроризма».

Президент Ирана Хасан Роухани заявил, что американскую администрацию «охватила умственная неполноценность» и она не знает, что делает. В ответ на это в своем «твиттере» Д. Трамп пригрозил Ирану «огромной силой» вплоть до уничтожения: «Любое нападение Ирана на что-либо американское будет встречено с огромной и подавляющей силой. В некоторых областях подавляющее будет означать уничтожение».

Надо сказать, дорогой читатель, что в отношении нападения на вышеназванные танкеры мировые СМИ восприняли «доказательства» США довольно скептически, поскольку моряки пострадавших кораблей заявили, что подверглись ракетной атаке (а не атаке иранского спецназа). Мало того – как выяснили иранские службы контроля за воздушным пространством, в момент атаки на танкеры в небе над судами находился американский ударный беспилотник MQ-9Reaper.

Тем не менее, США начали передислокацию контингента своих войск на Ближнем Востоке и активизировали разведывательные полеты вдоль границ Ирана. Двадцатого июня иранцы сбили один из американских «беспилотников», его обломки показали международной общественности. Это был БПЛА (беспилотный летательный аппарат) RQ-4 GlobalHawk – один из самых больших беспилотников США с размахом крыльев 35 метров.

Трамп угрожал, что за это Иран «заплатит такую цену, какую еще никто не платил».

Американцы не признали нарушение воздушных границ, обвинили Тегеран в нападении и объявили, что нанесут «удар возмездия» по иранским средствам ПВО. Время своей атаки США объявили официально, однако за десять минут до начала операции Д. Трамп дал приказ отменить ее ввиду «ненужных жертв в виде 150 человек». Ну, чисто в духе голливудских фильмов! Возникает вопрос: а когда бомбили Югославию, Ирак, Ливию и другие страны, где погибли десятки, если не сотни тысяч людей, о жертвах разве не думали? Почему в этот раз американцев охватил приступ гуманизма?

Чем силен Иран и что будет, если все-таки война?

1 июля сего года глава комитета иранского парламента по ядерным вопросам Моджтаба Зоннур заявил, что в случае нападения со стороны США Тегеран уничтожит Израиль. «Если США нападут на нас, Израилю останется жить всего полчаса», – сказал он. Кроме того, Зоннур отметил, что у Ирана внушительная военная мощь и что все 36 военных баз США в регионе находятся под наблюдением Тегерана.

Да, иранцы не блефуют. Имеющееся вооружение Ирана (ракеты соответствующего класса, авиация и военно-морской флот) позволяет «накрыть» солидный радиус вокруг территории страны. Территорию США иранское оружие не достанет, но цели на территории ближайших союзников США в регионе – в первую очередь, Израиля и Саудовской Аравии – будут поражены несомненно. К этому надо добавить места дислокации американских военных баз и их союзников (которыми являются Великобритания, Объединенные Арабские Эмираты и еще пара-тройка ближне-восточных стран в зависимости от успеха предприятия). Эти базы и коммуникации на территории Ирака, Катара, Кувейта, ОАЭ, КСА, Иордании и других стран будут подвергнуты иранскому огню.

Кроме того, армия, КСИР и другие иранские структуры располагают довольно многочисленными подразделениями спецназа и разветвленной подпольной сетью боевых организаций на территории практически всего региона, одна «Хезболла» чего стоит! Весь Ближний Восток заполыхает – мама не горюй!

В случае, если война примет характер яростного противостояния, могут последовать боевые акции и теракты против американских объектов по всему миру (в первую очередь, посольства, различные представительства США, учебные заведения и т.п.). И наш регион – не исключение.

Как один из негативных результатов такой войны – может последовать довольно большой отток населения из пылающего региона. Представьте, численность населения группы стран, втянутых в боевые действия, может составить 200-300 миллионов человек, беженцы могут составить, по разным оценкам, 10-30%. Если к нам в Кыргызстан через Афганистан (с которым Иран имеет весьма протяженную совместную границу) и Таджикистан «заглянет» хотя бы около 100 тысяч человек, это будет просто катастрофа. Достанется всем странам региона – и Узбекистану, и Казахстану. А ведь, по замыслу режиссеров войны, основной поток беженцев должен пойти через Туркмению и Азербайджан, с которыми Иран имеет общую границу, и дальше – на территорию России, до Поволжья рукой подать.

Инициировать и управлять потоками беженцев зарубежные центры силы уже научились, мир видит это на примере Европы, где за последние 5-6 лет осели тысячи и тысячи беженцев из Африки, Ближнего Востока и т.д. В случае войны против Ирана беженцев будет, по разным подсчетам, несколько миллионов, основной поток которых ринется по странам ЕврАзЭС. С волнами беженцев пойдет всякая нечисть – бежавшие из Сирии «игиловцы», всевозможные боевики из воюющих стран и пр. Дестабилизация обстановки в наших странах – это будет самая мягкая оценка ситуации.

Кто спасет мир?

Россия уже давно просчитала эти варианты. Именно поэтому Иран принимает участие в нескольких последних саммитах ШОС (особенно последний – у нас в Бишкеке в этом году, когда в Персидском заливе уже начиналась заваруха с танкерами; мы можем гордиться своей причастностью к глобальным проблемам безопасности). А ШОС – это уже и немаловажная позиция Китая. Принимаются меры на уровне СБ ООН и других площадках.

С учетом конфликтных отношений США с Ираном строится политика РФ в Сирии, где военное присутствие Ирана давно не нравится Израилю. Внимательные люди отмечают усилия МИД и МО России. Сильных не просто уважают, но и выполняют их рекомендации, пусть даже и с неохотой.

Это и есть главная специфика текущего политического момента в мире: США думают только о себе, Россия думает обо всех и за всех.

И России не нужны жертвы безвинных людей – и в Израиле, и в арабских странах Ближнего Востока, и в Иране, и вообще где бы то ни было. Очевидно, что только позиция России будет решающей, чтобы усадить США и Иран за стол переговоров, когда уже не действуют международные институты и авторитеты.

А позицию США ярко иллюстрирует уже подзабытый многими исторический факт.

В период Второй мировой войны США добивались получения доли на нефтяном рынке Ирана и контроля над Ормуз-ским проливом руками нефтегазовых корпораций (StandardOil) и финансовых махинаций. Однако к 1945 году, ввиду роста советского влияния в регионе, этого стало недостаточно.

Тогда заместитель госсекретаря США Джейм Бронз тайно предложил Москве проект о разделе Ирана на семь самостоятельных государств с соответствующим разделом интересов. Однако СССР вместо ответа США попросту «помог» закрытому письму опубликоваться в иранской газете Darya. С тех пор планы США по своей сути не изменились.

Чего боится война

Конечно, в противостоянии США и Ирана симпатии простых стран и народов на стороне Ирана. Как это было когда-то с Вьетнамом, Кубой, совсем недавно – с Северной Кореей. Кстати, на примере последней мир увидел, как быстро меняется отношение к стране, которой есть чем защищаться

(в данном случае ядерное оружие). Совсем недавно лидера страны называли «коротышкой», «человеком-ракетой», угрожали авианосцами, а сегодня уже учтиво приветствуют и называют «достойным партнером».

И вообще надо отметить, дорогие читатели, что сейчас считается хорошим тоном, если вы знаете, что такое «Булава», «Пересвет», «Калибр» или «Кинжал» с «Буревестником». Если еще не знаете, почитайте в Интернете, будет познавательно и интересно.

Турция закупила российские комплексы ПВО С-400. На прош-лой неделе началась их поставка. У турков нет своих комплексов ПВО для защиты своего неба. Раньше на территории Турции стояли американские «Пэтриот», которые хуже С-400, зато дороже. Для несведущих читателей поясним, что тактико-технические характеристики современных российских систем ПВО позволяют сбивать любые современные воздушные цели (самолеты, ракеты и т.д.) еще до того, как эти цели сами готовятся нанести удар. Все происходит за горизонтом.

Сейчас в очереди на покупку у России зенитно-ракетных комплексов стоит десяток стран, которые озабочены своей безопасностью и которые могут себе позволить без оглядки на Запад и США купить современные ЗРК и другие защитные системы оружия, которые у России – все-таки лучшие в мире.

(Старый анекдот по теме. К вам в магазинчик заходит пара накачанных амбалов и, ласково заглядывая в глаза, говорят: «Люди жалуются, антисанитария у вас. Заплатить надо». Вы ставите на прилавок ручной пулемет Калашникова, наводите на амбалов и также ласково отвечаете: «Да вот она, книжка моя санитарная». Амбалы извиняются и больше никогда к вам не приходят…)

Так что же с войной?

Дело в том, в США в 2020 году будут президентские выборы, и долговременная затяжная война, да еще с многочисленными жертвами, будет очень некстати для Д.Трампа. Всюду в городах США будут проходить масштабные акции протеста населения, поддерживаемые политическими противниками Д.Трампа. А быстрой и победоносной войны, исходя из реалий, не получается. Даже если нагнать войск и окружить Иран с суши и воды. Иран чувствует твердый локоть России, а Россия уже никому не даст раздуть пожар войны вблизи среднеазиатского «подбрюшья» с угрозой дестабилизации обстановки на территории своих стратегических партнеров по ЕврАзЭС.

Да и иранцы, которые смотрятся в этом конфликте молодчиками и красавчиками, и здравые умы в США не хотят войны.

Существует опасность другого порядка. Президента Д.Трампа окружают люди, которые все-таки хотят войны. Советник Президента США по национальной безопасности Дж. Болтон и госсекретарь М. Помпео неоднократно выступали за военные меры против Ирана. Цель – смена режима в стране. Еще одна особенность «трамповской» Америки заключается в том, что ЦРУ и другие ведущие спецслужбы США не очень-то подчиняются своему президенту и могут отчебучить свое, говоря по-простому, провести неконтролируемую никем провокацию где-нибудь в Ормузском проливе или на территории Ирана, стремясь вызвать ответный огонь или любую другую реакцию, которая опять же может привести к войне. Опасность войны, к сожалению, сохраняется.

Тем временем

В начале этой недели Президент Кыргызстана С. Жээнбеков наблюдал за заключительным этапом учений «Сары-Таш – 2019», где силовые структуры страны отработали тему подготовки и проведения специальной операции по блокированию и уничтожению незаконных вооруженных формирований. На фоне событий вокруг Ирана такие учения очень даже кстати.

Возникает другой вопрос – насколько соответствует уровень подготовки государства и силовых структур масштабам возможных угроз безопасности?

Чтобы читателям было понятно, укажем, например, на Сирию. Страна с одной из сильнейших армий региона, с сильным блоком спецслужб и развитой госсистемой едва не оказалась разбитой под натиском черного интернационала – «игил-даиш» и прочих террористических сил, поддерживаемых Западом. И будем откровенны, что только помощь России в виде ее ВКС, ВМФ и спецназа спасла сирийский народ и государственность от поглощения черной дырой терроризма.

К этим вопросам мы обязательно вернемся. А пока – делайте выводы.

Болотбек  МУСАЕВ.