Телемост, перекинутый из Бишкека в российский Санкт-Петербург и испанский Бильбао, собрал вместе тех, кто в детстве пережил страшную ленинградскую блокаду 1941-1944 годов.

Организаторы поистине исторического мероприятия с российской стороны посвятили его 75-летию прорыва блокады. А Бишкек обрадовался возможности пригласить в зал Российского центра науки и культуры, кроме оставшихся в живых блокадников, нынешних кыргызских школьников – финалистов конкурса чтецов стихотворений о Великой Отечественной войне.

В середине июля 1941-го, когда над осаждённым Ленинградом нависла реальная угроза блокады, из города подальше от войны отправился эшелон с детьми. Была среди них двухлетняя Ирочка с куклой Валей, которую, в спешке прощаясь, сунула ей мама. Эшелон по пути догнали фашистские бомбардировщики. Из двух с лишним тысяч детей чудом выжили семнадцать. В том числе и маленькая Ира: её нашли по зажатой в руке кукле, вытащили из-под трупов и забрали в приёмную семью.

Эта история во время телемоста 24 мая 2019 года прозвучала дважды – в устном и поэтическом варианте. Из Санкт-Петербурга о своём чудесном спасении рассказала сама Ирочка – Ирина Алексеевна Зимнева. А бишкекские школьники читали стихи нашей поэтессы Мариям Костригиной об этом же самом страшном и удивительном случае…

Телемост, собственно, и был в основном посвящён историям детей-блокадников.

Все эти истории – о разном, но очень похожи друг на друга. Похожи одной жутковатой деталью: пережившие в детском возрасте ужасы блокады нынешние бабушки и дедушки говорили, что они, как ни странно, не воспринимали эти ужасы как нечто из ряда вон выходящее. И голод, и холод, и бомбёжки принимали как данность, как обязательную часть своего детства: ничего другого они, малыши, в те годы не успели увидеть и узнать.

Поэт из Санкт-Петербурга Виталий Николаевич Летушев, все годы блокады живший с родителями в Ленинграде, тоже читал свои стихи о блокадных детях и делился смутными воспоминаниями о том, как ЭТО было.

Из Бишкека его поддерживали Анна Алексеевна Кутанова, Валентина Ивановна Ащеулова, Шамиль Мухамеджанов… Всем им в детстве довелось испытать на себе лютый зимний мороз, когда температура воздуха за окном – минус сорок, а в комнате не поднимается выше минус двадцати семи. Пришлось есть сладковатую мёрзлую землю и варёные кожаные ремни. Большинство из них, несмотря ни на что, дежурили на крышах домов, сбрасывая лёгкие зажигательные бомбы.

Анна Алексеевна Кутанова за это в совсем юные годы была награждена медалью «За оборону Ленинграда».

Члены кыргызстанского общества блокадников вспоминали, как многих из них в военные годы эвакуировали в Кыргызстан, на Иссык-Куль. Как взрослые здесь делились с ними последним куском хлеба и суконными одеялами…

А история Токтогон Алтыбасаровой из села Курменты, приютившей и вырастившей, кроме восьми родных, ещё и 150 детей, привезённых из блокадного Ленинграда, звучала тоже в двух вариантах – прозаическом и поэтическом.

На связи – Испания, город Бильбао. Здесь тоже живут бывшие блокадники. В 1937-38 годах испанских детей вывезли в Советский Союз, чтобы спасти от военных действий. Расселили в детдомах под Ленинградом. А скоро оказалось, что попали они из огня да в полымя. Выживали как могли, делясь водой и хлебом с советскими сиротами. Эти боевые испанские бабушки до сих пор неплохо говорят по-русски, поют русские песни времён Великой Отечественной и признаются: «Мы родились в Испании, но сделаны в СССР».

Блокадницы из Бильбао рассказывали щемящие сердце истории о мальчике, погибшем в блокадные времена от того, что на него упала бочка с сывороткой, которой вместо молока поили детдомовцев. О том, как на кладбище под Ленинградом для него искали самое солнечное место, будто покоится он в родной Испании…

Рассказывали, как однажды, уже после прорыва блокады, возвращались из столовой с хлебом, которого наконец-то им стали давать вдоволь. Встретили по дороге пленных немцев. Один из них снял с пальца золотое кольцо и протянул девочкам, жестами показывая, что хочет поменяться. Вы мне, дескать, хлеб, а я вам – золото.

«Фиг тебе! – эмоционально вскрикивает на экране бывшая испанская девочка Секундина. – Ты нас без хлеба оставил, так получи теперь то же самое. Никто тебя сюда не звал и никто тебе не поможет».

Всё это в промежутках между чтением военных стихов в гробовой тишине слушали бишкекские ребята 9-17 лет. Именно на них, по большому счёту, и были рассчитаны воспоминания живых легенд. Именно к ним и обращались пережившие настоящий кошмар блокадники: «Главное – чтобы больше никогда не было войны. Война – это страшно… Вы не представляете, как это страшно! Всеми силами сохраняйте мир, боритесь за него!»

Мероприятие, посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда, организовали ассоциации «Родина», «Север и Калинка», «Благовест», Союз организаций российских соотечественников в Испании, студия ораторского мастерства и риторики «Школа Сократа» и Российский центр науки и культуры в Бишкеке.