Нет на Земле человека, который не побывал бы в музее, потому что музеи – это память, единственное место, где можно оглянуться назад и соприкоснуться с прошлым. То, что было сегодня, буквально завтра уже будет историей. Своя летопись, связанная с организацией и строительством военного санатория, хранится в музее военного санатория «Тамга» Министерства обороны Кыргызской Республики. Историю создания и о почетных гостях, которые отдыхали или просто посетили здравницу, рассказала нашему корреспонденту библиотекарь военного санатория Минобороны КР Фарида Яхяевна Шаяхметова.

– О лечебных свойствах воды озера Иссык-Куль впервые упомянул в своих заметках великий русский путешественник, ученый П. П. Семенов-Тян-Шанский.

4 июня 1926 года Туркестанский фронт был переименован в Среднеазиатский военный округ, включавший в себя Туркменскую и Узбекскую ССР и Киргизскую и Таджикскую АССР. Штаб округа находился в Ташкенте, которым командовал П.Е. Дыбенко. Руководство военного округа решило построить здравницу на берегу Иссык-Куля для офицеров армии, поэтому в 1928 году комплексная комиссия под руководством военного врача В. И. Магницкого обследовала побережье озера Иссык-Куль, чтобы подобрать участок для строительства. Место было выбрано на южном берегу.

В 1930 году месторасположение будущего Дома отдыха было утверждено командующим Среднеазиатским военным округом П. Е. Дыбенко. Через два года 20 мая 1932 года состоялось торжественное открытие не санатория, а Иссык-Кульского дома отдыха САВО, и его первым директором был назначен военнослужащий запаса С.Н. Бондаренко.

— В годы Великой Отечественной войны санаторий функционировал как военный госпиталь, здесь проходили лечение раненные офицеры, – рассказывает Фарида Яхяевна. – После войны во всех сферах экономики катастрофически не хватало рабочей силы, поэтому в августе 1945 года, после победы советских войск и поражения в Маньчжурии японской Квантунской армии, руководство ЦК КПСС приняло решение использовать труд военнопленных. Одна из партий японских военнопленных в мае 1946 года прибыла в Тамгу. Всего 125 человек, среди них и 19-летний Мияно Ютака. Для пленных прямо на стройке разбили палаточный городок, и вновь прибывшие сразу же приступили к работе. Бывшие военные на месте овладевали профессиями каменщиков и плотников. Строительство военного санатория велось полным ходом. Японские военнопленные построили несколько спальных корпусов и лестницу, ведущую к побережью озера. В мае 1948 года все 125 военнопленных благополучно отбыли на Родину.

– В 2008 году, – продолжила рассказ Фарида Шаяхметова, – Мияно Ютака приехал в наш санаторий. Через 60 лет он вновь захотел увидеть эти места. Я хорошо запомнила его слова: «В живых от 125 человек остались только трое: я, Такэучи Сакаэ и Мияно Ясуси. У вас очень красивая страна и добрые люди. Я никогда не чувствовал себя пленником, скорее я был здесь гостем», – сказал он. Потом, вы не поверите, он обошел весь санаторий, а на лестнице гладил каждую плиту и плакал.

На доске «Почетные гости» фотографии командующего П. Е. Дыбенко с женой А.М. Коллонтай, первого космонавта Ю. Гагарина, космонавтов Л. Леонова, Г. Сарафанова, А. Волкова, Г. Гречко, В. Васютина, генерала армии Н. Лященко, известных альпинистов, спортсменов ЦСКА, знаменитого тренера по фигурному катанию С. Жука и многих других.

На вопрос, была ли Александра Михайловна Коллонтай и Павел Ефимович Дыбенко в санатории, Фарида Яхяевна ответила, что ей это неизвестно, но по всей вероятности, портрет повесили, потому что командующий САВО вошел в историю военного санатория уже тем, что подписал приказ о его строительстве.

Ходят слухи, что Юрий Гагарин не останавливался в военном санатории.

– Не все гости, которые приходят, остаются на ночь. Юрий Алексеевич был здесь, погулял по территории, осмотрел лечебные корпуса, пообедал и уехал. У него был плотный график, но он был нашим почетным гостем и этого достаточно.

История – это не только прошлое, она определяет еще и будущее. В настоящее время укрепляются кыргызско-японские отношения, развиваются культурно-исторические связи. А память, какой бы она ни была, должна жить, и если кто-то забудет историю, то об этом напомнят музеи.

 

Нурия ШАГАПОВА.