Речь сегодня пойдет об одном представителе старшего поколения сотрудников милиции, которые в эпоху СССР своим напряженным трудом обеспечивали законность и правопорядок в стране. Это поколение, которое не за страх, а за совесть отдавало все свои силы, а иногда и жизни делу борьбы с преступностью.

Сейчас Кадыру Токоеву уже за восемьдесят, но как человек, многие годы носивший погоны, он еще бодр и вы-глядит моложе своих лет. Делясь своими воспоминаниями о годах службы, Кадыр Ниязалиевич сказал, что не ставит целью показать только себя, а хочет, чтобы последующие поколения сотрудников внутренних дел знали оперативных работников прошлого и помнили имена людей, благодаря которым население страны (то есть, их мамы и папы, бабушки и дедушки) могло спокойно жить и работать в те времена.

Ему было с кого брать пример. Его отец Ниязалы Токоев был одним из тех, кто начинал службу в органах внутренних дел в тридцатых-пятидесятых годах прошлого века. О том, каким он был милиционером, можно судить по тому, что в сороковые годы он в звании подполковника работал попеременно начальником УВД Нарынской, Таласской и Ошской областей. В 1959 году Ниязалы Токоев был назначен начальником только что созданного Управления пожарной охраны МВД Киргизской ССР, где также внес значительный вклад в становление этой службы. С этого поста он и ушел на пенсию, оставив о себе добрую память среди сослуживцев, воспитав четверых сыновей и одну дочь. После его кончины в 1967 году его именем назвали улицу в родном селе Ак-Бешим Чуйского района.

Пойдя по стопам отца, Кадыр Токоев стал первым в республике, кто продолжил династию работников органов внутренних дел. В 1959 году он окончил Ташкентскую среднюю школу милиции и начал службу оперуполномоченным уголовного розыска первого отделения милиции города Фрунзе.

Кадыр Ниязалиевич говорит, что его наставниками, которым он очень благодарен, были такие легендарные личности как Василий Таранов, Павел Сырников, Токтогул Жакыпов, Николай Катишевский, Григорий Кокарев. Под их руководством молодой опер научился многим профессиональным методам и способам сыска.

Первое раскрытое преступление Кадыр запомнил на всю жизнь. В то время, в начале шестидесятых годов, участились кражи тканей из различных ателье. Воровали ткань тюками. И все преступления не были раскрыты. В один из дней к Кадыру обратился участ-ковый по фамилии Марков, с которым он обслуживал территорию. Он сообщил, что есть один парень, который может навести на группу воров. Доложили об этом начальнику отделения милиции, он дал добро на операцию. Парень-информатор рассказал, что преступников возглавляет рецидивист Анощенко Рева. Этот Рева был неод-нократно судим, отбывал наказание в Магаданской области. После освобождения прибыл в город Фрунзе. Был самбистом, мастером спорта, чемпионом Магадана. Информатор назвал и подельников, и адреса преступников. К этому делу подключились и руководили – начальник отделения УР гор-отдела милиции столицы подполковник Василий Таранов и старший оперуполномоченный Николай Катишевский. Был составлен план мероприятий, назначили, кто кого будет задерживать. Кадыру поручили задержать главаря Реву. Он жил в районе нынешнего роддома №1 в бараках. Кадыр пришел к его дому и после недолгого ожидания увидел, как тот вышел с велосипедом. Кадыр подошел, представился и попросил пройти с ним. Так обыденно и произошло задержание опасного преступника. А в кабинете отделения уголовного розыска был свежевымытый пол, на котором Рева своими кедами оставил следы. Эти следы совпали со следами, оставленными в одном из ателье во время кражи. В скором времени были арестованы и остальные сообщники. В общем, тогда было разом раскрыты шесть фактов краж, в том числе кража из ателье театра оперы и балета.

Добрым словом Кадыр Ниязалиевич вспоминает своих наставников, одним из которых был Павел Сырников. Он был участником Великой Отечественной войны, бывшим сотрудником СМЕРШа, имевшим боевые награды за смелость и отвагу. Многому он научил своего молодого коллегу. А в те годы в Кыргызстане выращивали опий для фармацевтической промышленности СССР. Колхозы и совхозы имели план сдачи опия-сырца, который они сдавали государству во флягах. Складировали эти фляги во Фрунзе в районе ж/д вокзала в каких-то глинобитных складах Лекартреста. Затем эти фляги отправляли в город Чимкент, где был большой фармацевтический завод. Там из него получали морфий для всего Советского Союза. Однажды в 1962 году поступило сообщение, что со склада похищены две фляги опия. Злоумышленники просто продолбили саманную стену и выкрали фляги. В каждой фляге было по 60 кг опия, то есть было украдено 120 кг. Раскрытие этого преступления поручили Сырникову и Токоеву. Начали работать: составили список потенциальных воров опия – наркоманов и тому подобный контингент, и проверять их. Результатов нет. Но помог случай. У Сырникова в осведомителях была официантка ресторана, которая сообщила, что к ним часто заходят молодые люди и сорят деньгами. В один из последующих дней Токоев с Сырниковым пошли в ресторан и там задержали одного парня, который кутил, не считая денег. С ним начал беседовать Сырников, который был опытен в таких делах (сказывался опыт службы в СМЕРШе, где раскалывали шпионов и агентов). И тот парень через некоторое время стал рассказывать, как они совершили кражу вместе с отцом и сыном, по национальности цыганами. Отец был кем-то вроде цыганского барона, а сын, несмотря на свой юный возраст, был искусным карманником. Опий якобы они отправили в Алма-Ату. Отца и сына задержали, они тоже стали признаваться в краже. Тогда руководство горотдела столицы направило группу, возглавляемую Василием Тарановым, в которую вошли Павел Сырников, Григорий Кокарев и Кадыр Токоев, в Алма-Ату. Поехали туда на служебной машине «Победа», с собой захватили в наручниках первого задержанного парня, чтобы показал, где они выкидывали опустошенные от опия фляги и адреса, куда отвезли опий. В Алма-Ате руководство уголовного розыска УВД помогли, составили несколько групп оперативников для обыска и задержания. Но все эти усилия результата не дали – опий в указанных домах не нашли. Впоследствии оказалось, что преступникам помогал один из оперативных сотрудников милиции – снабжал их информацией о ходе следствия. Поэтому при обысках ничего не нашли. Выяснилось, что опий уже переправили в Туркмению. Сотрудника-осведомителя милиции Алма-Аты позже выявили, и он понес заслуженное наказание.

В настоящее время Кадыр Ниязалиевич на заслуженном отдыхе. За период службы он был награжден орденом Красной Звезды. Из кавалеров этого ордена Кадыр Ниязалиевич был единственным работником уголовного розыска Кыргызстана. Кроме ордена он награжден медалями за безупречную службу и другими ведомственными медалями. Его заслуги в работе уголовного розыска не забыл и Совет ветеранов ГУУР МВД Российской Федерации и наградил орденом «За заслуги в области сыска» имени А.Ф. Кошко (первый криминалист Российской империи) и медалью «Вера, Закон и Отечество» имени И.Д. Путилина (первый руководитель сыска Санкт-Петербурга до Октябрьской революции).

 

Эркин  БАЙБОСУНОВ.

Фото из семейного архива Кадыра ТОКОЕВА.