Когда отчаяние доходит до предела и, кажется, нет выхода из сложившейся ситуации, последняя надежда людей – это газета.
К нам в редакцию пришло письмо от жителей МТФ-1 Садовского айыл окмоту Московского района, в котором они пишут, что глава айыл окмоту М. С. Долоткулов и начальник Управления госрегистра Р. Р. Ибраимов ущемляют их права на владение земельными участками, которые были выделены им согласно решению сессии кенеша Садовского айылного округа XXV созыва за №132 от 12.02.2011 года «О выделении жителям МТФ-1 по 16 соток». «Мы оплатили в бухгалтерию айыл окмоту по 1300 сомов, но прошло семь лет, а документов на землю нет. В 2017 году выяснилось, что наши участки проданы, а купила их ещё 4 марта 2004 года Бейшекул Малабаева и купленный участок сразу же передарила своему сыну Тургунбеку Джумабаевичу Малабаеву. Граница участка собственника начинается от порога и, выйдя за порог дома, мы оказываемся на чужой территории. 3 марта 2018 года мы обратились с заявлением помочь нам разобраться с участками к координатору АКОС Чуйской области Б. Давлеталиеву, после чего состоялась его встреча и представителей ГКНБ, финполиции и ГРС Московского района с главой айыл окмоту, на которую пришли и мы, но ждали их на улице. Они совещались за закрытыми дверьми два часа, а с нами поговорили всего 5 минут. При них на собрании начальник ГРС Р. Ибраимов утверждал, что земля принадлежит нам. Однако, когда 20 марта 2018 года Р. Ибраимов приехал на МТФ-1 вместе со своим представителем и Т. Дж. Малабаевым, то, даже не определяя границ, указав на наши участки, сказал, что земля принадлежит Т. Дж. Малабаеву. Малабаев начал грубить нам, угрожал связями и даже кидался с кулаками на нашего аксакала Раимкула Ботоканова. Они уехали, и вопрос с земельными участками повис в воздухе. Просим помочь редакцию газеты разобраться и вернуть нам приусадебные участки».
Молочно-товарная ферма №1 когда-то принадлежала знаменитому колхозу имени Энгельса, возглавлял который не менее знаменитый председатель Борис Григорьевич Бажан. Он знал не понаслышке, какая тяжелая работа у доярок. Их трудовой день начинался в 4 часа утра, поэтому, чтобы как-то облегчить их труд, колхоз имени Энгельса недалеко от фермы построил для доярок 5 четырехквартирных домов, а на пастбищных землях рядом с ними выделил участки под огороды.
После развала Союза колхоз был преобразован в объединенное крестьянское хозяйство имени Энгельса. Председателем объединенного крестьянского хозяйства избрали Бориса Григорьевича Бажана. Хозяйство пользовалось паевыми землями крестьян фонда перераспределения и айыл окмоту. Когда началась приватизация, Б. Г. Бажан приватизировал ферму, дома и 6,834 га земли.
Пастбищные земли он вернул в 2000 году айыл окмоту, о чём был составлен акт от 1 апреля 2000 года «О передаче пастбищных земель в границах МТФ-1 на баланс Садовского айыл окмоту». В состав комиссии тогда вошли бывший глава Садовского айыл окмоту Л. Г. Гольман, бывший начальник Управления госрегистра
В. В. Травкина и председатель ОКХ имени Энгельса в лице Б. Г. Бажана.
После смерти Б. Г. Бажана его вдова Валентина Максимовна Бажан унаследовала здание конторы, ферму, куда входили хозяйственные постройки, телятники, кочегарку, коровники, а также 5 четырехквартирных домов и 6,834 га земли. Квартиры она продала дояркам МТФ-1, а 6,834 га земли – Т. Дж. Малабаеву. На вопрос жителей, как же быть с их огородами, Валентина Максимовна ответила: «Это земля не моя. Она принадлежит айыл окмоту. Ну, пользовались ею, пользуйтесь и дальше».
По словам жителей МТФ-1, поскольку земля находилась в ведении айыл окмоту, в 2011 году они обратились к руководству сельской управы с заявлением узаконить приусадебные участки. Глава айыл окмоту Мурат Султанович Долоткулов принял заявления, после чего была создана выездная комиссия во главе с землеустроителем Садовского айыл окмоту Д. Н. Кемалу и представителем госрегистра. Участники комиссии приехали на МТФ-1, замерили и разбили участки жителям и составили акт от
8 февраля 2011 года «О выделении огородов жителям МТФ-1». На основании этого акта, а затем решения айылного кенеша от 12.02.2011 №132, государственная администрация Московского района вынесла постановление от 21 февраля 2011 года за №60 «О переводе пастбищных земель в другие виды угодий по айылным округам Московского района», в том числе о выделении на территории Садовского айылного округа 4 га пастбищных земель в приусадебные участки.
Казалось бы, всё правильно. Препятствий для получения документов на огороды нет. Но далее события разворачивались совсем по другому сценарию. (Прим. автора).
Разъясняет ситуацию глава Садовского айыл окмоту Мурат Долоткулов:
– Как это я ущемляю права жителей? – возмутился Мурат Султанович. – Обеспечить жителей МТФ-1 законными огородами – это моя инициатива, моего заместителя и ещё одного местного депутата, а не самих жителей МТФ-1. Я тогда сказал: как же так? Люди живут, трудятся у нас и не имеют законных огородов. Надо им их узаконить. На сессии местного кенеша именно мы подняли этот вопрос и лично я занимался трансформацией земли. Хотел людям сделать доброе дело. Затем все документы были направлены на рассмотрение в отдел архитектуры и Управление госрегистра района. Тут-то и выяснилось, что земля принадлежит Т. Дж. Малабаеву. Как так получилось, что туда вошли 4 га распределённых нами земель, я и понятия не имею. Сам в шоке. Сейчас в том, что случилось, люди винят меня. Пастбищные земли продала Валентина Максимовна Бажан. Айыл окмоту тут ни при чём. Прокуратура Московского района уже проверяла нас, нарушений по земельному вопросу с нашей стороны не нашла. Наше дело – правое.
В настоящее время в ведении айыл окмоту находятся земли в других местах. Мы предлагали жителям участки там, но они отказались, потому что хотят иметь огороды рядом с домами.
Как видите, инициатива наказуема: не делай добра – не получишь зла, – заключил Мурат Долоткулов.
Взгляд на ситуацию с приусадебными участками на МТФ-1 председателя Объединённого крестьянского хозяйства имени Энгельса Анары Асадовой:
– Всё началось с того, что хозяин участка Т. Дж. Малабаев решил осмотреть свои владения. Между ним и жителями МТФ-1 произошел конфликт. В настоящее время нас проверяет прокуратура, и пока окончательного вердикта со стороны проверяющих я не услышала. Сейчас могу сказать одно: люди не остались без приусадебных участков, потому что их у них просто не было. Это были служебные наделы фермы, которыми они пользовались. Мне неизвестно, как Валентина Максимовна в 2009-2010 годы, после вступления в права наследования, смогла продать 4 га паст-бищной земли айыл окмоту.
На сегодняшний день у нас есть первичный акт, что 16 га земли всё ещё числятся за айыл окмоту и этот акт никто не отменял. По поводу того, будут ли возвращены жителям их приусадебные участки, ничего не могу сказать. Но я являюсь депутатом местного кенеша, и после окончания проверки со стороны прокуратуры этот вопрос мы поднимем на сессии айылного кенеша, – заключила Анара Карапбековна Асадова.
С начальником Московского районного Управления по землеустройству и регистрации прав на недвижимое имущество Рамисом Рамазановичем Ибраимовым о встрече я не договаривалась, поэтому на сердечный приём не рассчитывала.
Не успела я до конца сформулировать вопрос, почему сложилась такая ситуация с землёй на МТФ-1, как услышала ответ в повышенном тоне:
– Нет там домов, и огородов нет! Все постройки нелегальные! Накладок у нас не бывает. Мы работаем строго по закону! Строго по закону! Вам понятно?
Это прозвучало как «Вы свободны!»
Ох и лукавит г-н начальник. Постановлением государственной администрации Московского района от 21 февраля 2011 года за №60, подписанным и.о. главы государственной администрации Московского района Б. Надырбековым, лично ему – начальнику Управления по земле-
устройству и регистрации прав на недвижимое имущество Р. Р. Ибраимову поручено внести соответствующие изменения в земельно-учётную документацию. Однако этого сделано не было.
Как г-н Р. Ибраимов мог забыть об этом?! Действительно, Валентина Максимовна Бажан в 2009-2010 годы продала Б. Малабаевой 6,834 га. «Красную книгу» собственник получил 4 марта 2011 года, то есть через год после совершения сделки да ещё с площадью 10705,7 м2. Как такое вообще возможно? Откуда взялись лишние гектары? (Прим. автора.)
Когда готовился материал, мне передали записку от жительницы МТФ-1 Н. А. Чунихиной, в которой она писала, что 6 декабря 2018 года в 11 часов её вызвал на беседу заместитель прокурора прокуратуры Московского района Эрмек Эгенович Кулушев и сказал, что ей одной выделят землю под приусадебный участок, но при условии, что она будет молчать и не писать письма с жалобами во все инстанции. В противном случае она вообще ничего не получит.
– Я попросила его вернуть мне именно мой огород, на что Эрмек Эгенович ответил: «Если тебе вернут твой участок, то это будет «палево» , – пишет Н. А. Чунихина.
Непонятно, что подразумевал под этой фразой прокурор?
Другие жалобы
Узнав, что на МТФ-1 приехал корреспондент, подтянулись жители села Садовое, у которых тоже были претензии к главе айыл окмоту и начальнику районного госрегистра.
– На основании договора с Садовским айыл окмоту, – рассказывает предприниматель В. И. Краснобородькин, – я взял в аренду пастбищные земли, прилегающие к МТФ-1, сроком на 49 лет. У меня есть «зелёная книга», мне «красная книга» не нужна, есть пастбищный билет, и я ежегодно в течение семи лет аккуратно всё оплачиваю. В 2016 году на моей территории появился собственник с «красной книгой». Как оказалось, 96 соток арендованной мной земли продали ему. По закону, пока не вышел срок аренды, нельзя продавать арендованные земли. Но, видно, что у нас законы не работают.
У Николая Алексеевича Анисимова – руководителя семеноводческого хозяйства, изъяли без его ведома 52 га земли и продали через аукцион.
– Я подавал в суд на неправомерные действия по поводу продажи земли и проиграл его. Судья вынес вердикт в пользу новых собственников. Так что суды – это пустая трата времени и денег. Справедливости нет!
Выводы
Земля – это настоящий «клондайк» для чиновников. Выдача разрешений на продажу земли или проведение иных операций с ней являются хорошим источником поступления денег не только в бюджет, но и в собственный карман. Кто-то годами бьётся за клочок земли, а другие получают участок легко и без проблем, причём даже живущие в отдалённых районах, селах, городах и даже регионах!
Хотелось бы спросить у Мурата Султановича Долоткулова: почему в селе Садовое с землёй происходит такая чехарда? Как можно было продать пастбищные земли айыл окмоту, минуя руководство сельской управы? Так можно было однажды проснуться и узнать, что и собственный приусадебный участок уже принадлежит другому.
Как могла руководитель объединенного крестьянского хозяйства Анара Асадова заявить: «У людей не изъяли и продали участки, а у них их просто не было?» Ведь эти люди – её земляки, они живут и трудятся в этом селе. И без своего огорода здесь никак не прожить. Испокон веков земля кормила и кормит сельские семьи.
К начальнику районного управления госрегистра тоже есть вопросы.
Как можно было «забыть» о постановлении райгосадминистрации и не выполнить поручение? Почему «красные книги» оформляются годами и как в неё вписываются лишние гектары? Это происходит по собственной инициативе начальника районного управления госрегистра или с чьей-то подачи? И почему он нарушает Закон страны о доступе к информации?
А как назвать действия сотрудника прокуратуры Эрмека Кулушева, стоящего на страже закона и грозящего пальчиком жительнице МТФ-1? Смеем напомнить ему, что слово «прокураре», которым и названа его профессия, с латинского языка переводится «защищаю», а не «обвиняю».
Вопросы, вопросы, вопросы… Скорее всего на эти вопросы все участники-чиновники смогут ответить лишь сотрудникам соответствующих правоохранительных органов, так как мы не смогли услышать вразумительных ответов.
Когда-то древнегреческий политик и философ Марк Цицерон сказал: «Благо народа – высший закон». Но фактически выходит, что чиновники в Московском районе «рулят» по-своему и для них «закон, что дышло, куда повернул – туда и вышло».
Нурия ШАГАПОВА