Девять лет прошло после «тарифного эксперимента», проведенного правительством Данияра Усенова. Многие прекрасно помнят, как резко тогда повысили стоимость электроэнергии и тепла, пообещав и дальше регулярно наращивать тарифы. В результате всё завершилось известными апрельскими событиями, повторением которых до сих пор пугают нынешнее руководство страны.
Оно как бы и хочет попробовать повысить тарифы, на что осмелился отчаянный Усенов, но боится пойти на непопулярные в народе шаги. Граждане никак не желают платить за свет больше. Сделанное за постреволюционные годы разовое увеличение лишь на 10 процентов народ как-то ещё пережил, но на большее не согласен.
Тем не менее власти регулярно и пока аккуратно, дабы не сильно будоражить людей, подкидывают обществу эти идеи. Не так давно на заседании парламентской фракции СДПК первый вице-премьер-министр КР Кубатбек Боронов с горечью заявил: «Потребление электроэнергии растет. Распределительные компании, чтобы сократить потери, устанавливают «умные» счетчики. До их установки потери составляли 22,3 процента. По итогам 2018 года они сократились до 12 процентов. Однако низкие тарифы и отсутствие других источников финансирования привели к тому, что компании оказались в плачевном состоянии». Печально это констатировать? Конечно. Поэтому правительство думает, как добиться генерации дополнительной электроэнергии, без чего улучшить ситуацию будет невозможно. «Мы вынуждены брать кредиты. Себестоимость электричества – 1,40 сома. Наше правительство ставит перед собой задачу провести тарифную реформу», – отметил Боронов.
Уже много лет себестоимость местной электроэнергии вызывает споры не только у простых потребителей, но и у специалистов. Цифры называют самые разные. Мы слышали и про 8 тыйынов, и про два с лишним сома за киловатт. Всё зависит от того, кто и как считает. То, что вырабатывается на Токтогульской ГЭС, – весьма дешево. Электроэнергия с Бишкекской ТЭЦ гораздо дороже. Однако мы так и не можем дождаться, чтобы нам предоставили убедительный расчет, в который бы все поверили.
В то же время директор Государственного агентства по регулированию топливно-энергетического комплекса и недропользованию Таалайбек Нурбашев сообщил, что новую тарифную политику введут в этом году, так как действие прежней истекло. Услышавшие это вздрогнули, но Боронов поторопился всех успокоить, заметив, что при пересмотре тарифов, оказывается, необязательно повышать цены. Он прямо сообщил: «В этом году мы пересмотрим тарифную политику, но повышения не будет».
Как хотите, так и думайте, только не мечтайте, что будет снижение стоимости света и тепла. Нам, кажется, хотят внушить, что тарифная политика правительства и сами тарифы между собой не сильно связаны. То есть, названной политикой чиновники от энергетики занимаются как бы в свое удовольствие – зарплату же они должны за что-то получать, но граждан их работа никак не заденет. Поэтому люди могут жить спокойно и не возмущаться. Могли бы нам, конечно, сказать, что госагентство работает на весьма далекую перспективу, до которой не каждый, возможно, и доживет.
Так неужели энергетики – альтруисты, работающие исключительно себе в убыток? Тогда как оценивать то, что сейчас в республике действуют 25 частных распределительных компаний? Абсолютное большинство из них занимается только перепродажей электроэнергии, вырабатываемой энергостанциями. Ни одна из этих компаний пока публично не объявляла себя банкротом. Мало того, в правительстве утверждают, что у частников потери электроэнергии составляют всего 3 процента, в то время как у государственных структур они в разы больше. Так почему бы сначала не навести порядок в системе, а потом рассказывать гражданам страны о бедственном положении в отрасли?
О ситуации со столичной ТЭЦ даже лишний раз и говорить не хочется. Сколько реально там затратили денег на реконструкцию и ремонт, а сколько просто умыкнули, похоже, даже следователи толком подсчитать не могут. Нет реальных цифр и у защиты обвиняемых в больших хищениях руководителей правительства и энергохолдинга.
На том же заседании лидер парламентской фракции СДПК Иса Омуркулов заявил, что они выступают за ликвидацию действующего сегодня энергохолдинга. При этом он прямо подчеркнул, что, несмотря на наличие этой структуры, никаких существенных сдвигов в энергосекторе за годы её деятельности не наблюдается. Нужен же энергохолдинг лишь для действий коррупционной схемы. Однако Боронов заметил социал-демократам, что энергохолдинг – структура законная, созданная на высоком уровне, и намекнул, что на её существование покушаться не надо. Так никто даже и не спорит, что, судя по постам, ранее занимаемым сегодняшними сидельцами следственного изолятора, всё действительно организовывалось на самом высоком уровне, хотя это никак не оправдывает возможные неблаговидные действия, на которые указывают следователи.
Вкупе с пожеланиями ликвидации холдинга от депутатов прозвучало и предложение восстановить Министерство энергетики.
Станет ли это панацеей от наших энергетических бед? Сказать трудно. Не исключено, что кто-то из депутатов или их друзей уже мечтает стать министром в этом ведомстве. Разве это плохо? Конечно, нет. Тем более, что многие помнят, как руководитель всей энергетикой республики министр Сапарбек Балкибеков так самозабвенно работал на улучшение энергоснабжения страны, что потом сумел прикупить себе небольшой остров в северной части Атлантического океана. Узнав об этом, общественность сначала чуток пошумела, надеясь, что владельца океанической недвижимости вернут в страну, а потом и забыла о нём. Тем более, что на смену одному «деловому человеку» пришли другие. Одни, кто поудачнее, уже успели убежать за океан, другие – менее удачливые, ждут, что решит суд.
Вот народ и думает, что когда в очередной раз возникают разговоры о необходимости повышения тарифов, то кто-то из действующих чиновников собрался сделать себе подобный подарок. Нужно только всем по копеечке скинуться, и будет у человека свой уютный остров.
Александр НИКСДОРФ