Много неприятных слов пришлось выслушать и прочитать депутату парламента Акылбеку Жапарову после того, как в интервью одной из радиостанций он предложил разделить области Кыргызстана между развитыми странами, чтобы те «взяли их под свое управление».

Он публично заявил: «Давайте передадим Японии одну область, например, Баткенскую или Нарынскую. Пусть она развивает её – дороги, здравоохранение, образование, в общем, всё. Пусть сделает такой же, как Япония. Америке дадим другую область. Передадим шесть областей шести большим странам, включая Россию».

Услышали это не все, но благодаря многочисленным СМИ, не оставившими без внимания эти слова и донесшими их до своих читателей, народ возбудился и стал самыми разными словами «поливать» депутата. Кем только при этом не называли законодателя – звучали как сомнения в его, мягко говоря, умственных способностях, так и откровенное признание предателем Родины. Тут, мне кажется, Жапарова можно было только пожалеть. Он-то, как человек государственный и даже доктор экономических наук, предлагал сделать лучше для страны и её граждан, а его просто оплевали. Хотя, если внимательнее вдуматься в его предложения, то определенное разумное зерно в них есть. Он и сам пояснил, что речь не шла о раздроблении Кыргызстана и отдаче его на откуп богатым странам, как подумали некоторые. Мало того, кое-кто договорился едва ли не до того, что жители разных областей, если озвученные парламентарием задумки претворятся в жизнь, смогут стать гражданами тех стран, которые будут править в тех областях.

Жапаров как человек, долгие годы связанный с финансами, обратил внимание на неэффективность использования нашими управленцами многомиллиардной долларовой помощи, которая исправно приходила в страну. Он отметил, что за 26 лет Кыргызстан получил 7 млрд долларов кредитов и

3 млрд грантов. При этом гранты предоставляли как развитые страны, так и международные институты – АБР, Всемирный банк, ЕБРР, USAID, TIKA и другие.

«Помощь оказывалась разным регионам на разные сектора, а результатов не видно. Когда мы стали изучать, куда потратили 3 млрд, то выяснилось, что деньги ушли на командировки, консультационные услуги, общественные слушания, поддержку различных НПО и СМИ, на покупку компью-теров и программного обеспечения. Единого механизма использования средств нет», – заявил Жапаров.

Реальной отдачи от тех денег не было, и здесь с ним трудно не согласиться. Видимо, не желая никого обижать, парламентарий ещё скромно умолчал про разворованные средства. Ведь чем хороши гранты? Тем, что их можно тратить как хочешь и не нужно возвращать. Вот граждане, сидевшие на их распределении, и резвились как хотели. Помнится, депутаты парламента как-то серьезно возмутились, когда, принимая большой грант, вдруг увидели в соглашении пункт, по которому требовалось отчитаться за использованные деньги. Они даже предлагали отказаться от этих средств, коль иностранцы не верят в их честность. Поэтому Жапаров и заявил, что он вел речь только о целенаправленном разделении грантов по областям – без предоставления права нашим людям управлять ими. И как после этого не назвать человека предателем? Ведь он, судя по хитрой задумке, предлагает лишить наших больших чиновников их любимого занятия – растаскивать деньги. Такое могло прийти в голову только врагу, а настоящий патриот страны даже в мыслях не должен допускать подобного.

К тому же депутат и бывший министр, работавший в разных ведомствах так или иначе связанных как с финансами, так и с развитием экономии, фактически признал, что управлять у наших начальников пока получается не очень хорошо. Хотя ничего нового он здесь не открыл. Чего только стоит чехарда со сменой премьер-министров и правительств, которых за годы независимости мы меняли уже больше тридцати раз. Можно, конечно, сказать, что отправляли в отставку глав исполнительной власти не только из-за их плохой работы, но и в результате политических игрищ, но сути дела это не меняет – эффективного руководства в стране как не было, так и нет. Так, возможно, пора уже признать, что не могут большие отечественные чиновники, оказавшиеся в руководящей когорте, поднять страну на высокий уровень, о котором все мечтают. А, может быть, все-таки могут, только злобная неведомая сила не даёт им это сделать, постоянно втягивая в коррупционные деяния?

Нам, конечно, хочется думать, что зарубежные деятели – абсолютно честные граждане, и они не станут воровать деньги своих стран, которые попытаются влить в развитие наших регионов. Поэтому и считает Жапаров, что «эффективность разделения грантодателей по регионам и будет состоять в том, что в отдельно взятой области можно с большей эффективностью контролировать использование денег». При этом не будет распыления средств. Например, Япония предоставила грантами 628 млн долларов, и если бы все они точечно были направлены в уже упомянутую Баткенскую область, то её можно было бы превратить в самый развитый регион республики.

Каким бы государственником и экономистом ни был Жапаров, он порой озвучивает весьма дельные предложения, которые поначалу, как и нынешняя идея, не только отвергались, но и подвергались обструкции и осмеянию. Достаточно вспомнить его идею с паспортизацией животных. Сколько тогда было свиста и улюлюканий, каких только ярлыков не навешивали на Акылбека Усенбековича. Народ просто ухихикивался от одной только мысли, что у баранов и коров будут паспорта. А прошло несколько лет и оказалось, что он был прав. Без идентификации нашей скотины фермеры не могут экспортировать мясо на внешний рынок.

Так, может быть, и сейчас не стоит в патриотическом раже рвать на груди рубаху, а просто вникнуть в суть предложений Жапарова?

Александр НИКСДОРФ