Весной прошлого года общественность дружно взялась обсуждать предложение республиканских Министерства экономики и Управления санитарно-эпидемиологического контроля украшать заведения общепита разноцветными стикерами-смайликами.
Эти рожицы, прикрепленные к дверям заведений, должны были показывать посетителям, насколько там питаться безопасно или наоборот следует быть поосторожнее, дабы их живой организм потом не страдал различными неприятными последствиями.
Началось это после того, как в одном из популярных ресторанов столицы гости заведения отравились подаваемой едой. Выдвинувшие идею со стикерами стали нам рассказывать, как с дверей кафе и ресторанов после проверок санитарного состояния кухонь посетителям будут подмигивать улыбающиеся зеленые смайлики, показывающие, что все чисто и идеально, или их грустные красные антиподы. Уже тогда мы сразу высказали предположение, что хорошая в принципе задумка окажется пустой затеей. Ведь никто из хозяев этих заведений добровольно не захочет, чтобы хоть что-то, пусть это будут и картинки, сразу отпугивало посетителей. Так в итоге и получилось.
Мало того что никто не мог заставить владельцев кафе выставлять символы их недоработок на всеобщее обозрение, так с нынешнего года (спасибо депутатам и правительству) в республике ввели двухлетний мораторий на любые виды проверок. С одной стороны, власти пошли навстречу бизнесу, который страдал от постоянных нашествий всевозможных проверяющих. Те, кто хоть в какой-то степени связан с предпринимательством, знает, сколько господ, выступающих от имени множества государственных структур, им приходится встречать – начиная от фискалов, подозревающих всех в сокрытии налогов, до пожарных, искренне переживающих, что у кого-то нет огнетушителя. Не отстают от них и санитарные врачи, скрупулезно выискивающие грязь на общепитовских кухнях и неустанно проверяющие санитарные книжки у персонала. Причем все эти проверки практически всегда заканчиваются одинаково – деловые люди вынуждены по-братски поделиться с проверяющими своими доходами.
Большие чиновники объясняют нам это просто – у контролеров всех мастей зарплаты небольшие, поскольку государство много платить не может, а жить все хотят хорошо. Вот и перекладывают часть государственных забот в части обеспечения семей некоторых госслужащих на плечи бизнеса. Одни говорят, что это коррупция, другие утверждают, что всего лишь выравнивание доходов граждан. В любом случае к жалобам деловых людей, наконец-то, прислушались.
Правда, лишили права проверок не все контролирующие организации. Но те, которые смотрели на кухонную чистоту, два года теперь всего этого не увидят, если, конечно, не появится какое-нибудь исключение из правил, что по жалобам клиентов (а глас народа для нас важней всего) все равно наведываться станут. Раз проверок нет, то, соответственно, и цветных стикеров тоже мы уже не дождемся.
Хотя, какие-то результаты за прошедшее время все же были. Но размещали цветные символы не на дверях заведений, а на сайте санэпидем- контроля. Однако признайтесь, кто из вас, собираясь в кафе, хоть раз за
глянул на этот сайт? Практически уверен, что никто. Иначе бы в поход в едальное заведение сразу бы и завершился так и не начавшись. Ведь за все время многочисленных проверок, как официально было сообщено, зеленый стикер получил только один ресторан. Желтых смайликов, намекающих, что здесь не все в порядке с чистотой, но, тем не менее, терпимо, нарисовали для полусотни кафе, и около трехсот предприятий общепита удостоились от проверяющих неудовлетворительной оценки. Однако нигде красный символ, который должен был бы как-то предупреждать посетителей о возможной опасности, так вывешен и не был. Скорее всего эти картинки, даже если проверяющие их и выдавали, оказались в урнах с мусором.
В Госсанэпиднадзоре подобное непослушание хозяев кафе и ресторанов объясняли просто: мол, они не имеют права никого заставлять клеить нерадостные символы. Повторюсь, что когда этот эксперимент только начинался, мы предвидели, что именно так все и будет. Но министерские и ведомственные чиновники, видимо, хотели показать общественности, что они не просто отсиживают рабочие часы, а работают головой, стараясь внедрить что-то новое. Безусловно, инициативность – дело хорошее. Но неужели никто даже не смог предположить, какова будет реакция на разноцветные стикеры в проверяемых заведениях? Наверняка, все просчитали, однако от задумки отказались только сейчас.
И все-таки кажется, что гораздо действеннее в оценках работы общепита отзывы самих посетителей. Хотя санврачи и пытаются утверждать, что клиенты кафе и ресторанов не могут в полной мере оценивать работу заведения, ведь они дальше столов, стульев и диванов ничего не видят. В лучшем случае люди могут оценивать вкус предлагаемых блюд, однако это объективной картины работы заведения, по мнению профессиональных проверяющих, не дает. Вот и остается только надеяться на совесть самих работников, что те хоть иногда моют руки, на кухне у них чисто, а продукты не протухшие.
Нам же остается только с сожалением констатировать, что веселый зеленый смайлик так и не улыбнулся посетителям кафе.
Александр НИКСДОРФ