Что ни говорите, а умеем мы сделать так, чтобы люди, которых зазываем в гости, в конце концов начинали плакать и кусать себе локти. Это я к тому, что мы всячески стараемся уговаривать инвесторов вложиться в бизнес в Кыргызстане – экономику-то развивать надо, обещая им в нашей стране не только рай земной, но и инвестиционный. Даже специальное агентство создали в надежде, что его работники будут думать, как побольше вложений привлечь в страну. Однако получается так, что бизнесмены, поверившие в наши «завлекалочки», потом начинают жалеть о сделанных шагах.

И печальные примеры этого есть.

До последнего времени наши законодатели весьма спокойно смотрели на то, что творится, например, в горнодобывающей отрасли. Что показывает опыт «Кумтора»? С одной стороны, говорят, что без него никак – предприятие все-таки формирует в определенной степени бюджет государства. С другой – в сознание масс активно вбивается понимание, что предприимчивые люди наживаются на наших природных богатствах. Это подталкивает считать всех, кто пытается копнуть отечественные недра, врагами народа. И неважно, что при помощи инвесторов появляются рабочие места. Народ утверждает, что добытчики наших ископаемых богатств везде нарушают экологию и портят добрые взаимоотношения с природой. Поэтому местные жители противостоят практически любым подобным поползновениям – они с легкостью уничтожают и жгут предприятия, поколачивают их работников. При этом никакой ответственности «борцы за экологию» не несут. На все обращения к властям звучат только дежурные рекомендации находить взаимопонимание с населением. И не более того. Мол, сможете договориться – хорошо, а на нет и суда нет. Чтобы договор был надежнее, тут давеча премьер-министр придумал, чтобы все инвесторы специальные соглашения с местными товарищами заключали. Поможет ли это? Сказать трудно, поскольку подписанные бумаги вряд ли смогут сдерживать народные порывы.

Но то, что произошло с китайцами, построившими в Кеминском районе цементный завод, вообще трудно укладывается в простом понимании и показывает, что никакого единого планирования развития экономики в республике не то что на долгую перспективу, даже на несколько лет нет.

После развала Союза наши экономисты с радостью потирали руки, утверждая, что наконец-то избавились от неэффективного, как им казалось, планового хозяйства. Раньше в большом государстве, частью которого мы были, на партийных съездах принимали программы пятилетнего развития, довольно подробно расписывая где и что нужно строить, как развивать отраслевые направления не только в масштабах страны, но и каждой республики в отдельности. Над всем этим стоял грозный Госплан.

Нынче же ничего подобного нет. Кто что хочет, то и делает. Вот и удивляемся происходящим нестыковкам. Уверен, что упомянутый завод

соорудили не просто так. Наверняка, его строительство обсуждалось на самом высоком правительственном уровне. Было дано одобрение, отведена земля. Действительно же хорошо, что в не самом богатом районе страны появится большое предприятие, способное не только производить нужную продукцию и обеспечивать людей работой, но и заметно пополнять районный бюджет. Вложился там инвестор хорошо – 120 миллионов долларов потратил на создание современного производства. Казалось, еще чуть-чуть – и начнут из ворот завода выезжать машины и железнодорожные вагоны, груженные цементом, который ждут на многочисленных строительных объектах.

Но заводу работать не разрешают. А чтобы запрет действовал наверняка, ему не дают электроэнергию. Причина табу оказалась простой: мол, те, кто дал добро инвестору, даже не подумали, что рядом с заводом окажется большая подстанция «Датка-Кемин», которую, кстати, тоже соорудили китайцы. Что поделать, если у нас сейчас именно так все и планируется – разные ведомства работают сами по себе, порой не ведая, что задумывают соседи. В правительстве как бы знали о новых объектах – и о цемзаводе, и о подстанции, но никто, глядя на схемы и чертежи, даже не мог предположить, что им рядом находиться не очень хорошо. Только когда оба объекта обрели свои не проектные, а реальные очертания, кого-то вдруг осенило: цементная пыль с завода может оседать на проводах и оборудовании подстанции, а это опасно.

С решением, как выйти из сложившейся ситуации, долго не мудрили – запретили, как мы знаем, заводу работать. Инвесторы только руками развели: «Как так?» В ответ услышали: «А вот так!». Для нас нужная народу электроэнергия важнее вашей работы. Сколько вы там вложили миллионов? Так это мелочи по сравнению с тем, сколько у нас ушлые коррупционеры растаскивают. Можете смело все расходы списывать на форс-мажорные обстоятельства непреодолимой силы…

Поплакали инвесторы и пошли в парламент искать защиту. Вдруг законодатели смогут что-то решить и посодействовать запуску предприятия. Депутаты были наслышаны об этой ситуации. Но сильно удивились гостям – к ним обычно с подобными вопросами не обращаются, и расценили сей случай как «из ряда вон выходящий». Тем более, что инвесторы заявили: «Мы не знаем, что делать дальше, составлять план по производству и дальнейшей деятельности или нет. Если правительство Кыргызстана не согласно, мы ничего не можем поделать. Мы вынуждены передать своему руководству в КНР, что КР не приветствует инвесторов».

Такая вот печальная история. Совсем даже не про инвесторов, а про нас.

Александр НИКСДОРФ